"Баухауз. Фотография" | Арт | Time Out

“Баухауз. Фотография”

“Баухауз. Фотография”

О выставке

Фотоопыты Баухауза вызывают чувство, похожее на то, с которым разглядываешь свою первую детскую книжку, вспоминая, как учился читать.

Фотоопыты Баухауза вызывают чувство, похожее на то, с которым разглядываешь свою первую детскую книжку, вспоминая, как учился читать. Буквы в ней прилипали друг к другу с трудом, слова толкались и подставляли взгляду подножку. Зато картинки навсегда засели в подкорке с сюрреалистической четкостью и подробностью деталей.

Баухаузу мы обязаны современным пониманием слова "дизайн", то есть значительной частью современной европейской визуальной культуры. Собственно "баухауз" значит "дом строительства". Училище-община было основано в 1919 году ради реформы системы художественного образования — по примеру средневековых строительных гильдий или цехов с их синтезом искусств и единством ремесла и духа. Романтизм этой идеи повыветрился еще во время существования школы, сменившей за 15 лет три места (Веймар — Дессау — Берлин) и разогнанной нацистами в 1933 году. Но аура раскаленного художественного энтузиазма до сих пор окружает все, вышедшее из ее стен.

На выставке — больше работ студентов, чем учителей Баухауза. Но по большому счету, все они — равные участники производственного процесса этой фабрики новых форм. Главной и самой массовой ее продукцией стало новое видение, новые визуальные привычки, актуальные до сих пор, например, привычка смотреть в движении.

Выставки института Ifa всегда носят просветительский характер. "Фотография Баухауза" что-то вроде начального курса современного искусства. Для удобства "учебник" поделен на части. Раздел "Уроки: от фотограммы до Петерханса" мог бы называться "Между Мохой-Надем и Петерхансом". Две главных фигуры в фотомире Баухауза одновременно обозначают и полюса этого мира. Ласло Мохой-Надь — экспериментатор, пионер фотограммы и фотополиграфии. Вальтер Петерханс, наоборот, ценитель новых оттенков традиционной формы и композиции. Раздел "Множественная экспозиция, монтаж, коллаж, фотопластика" разъяснит, как сочеталась фотография с акварелью или фотография с пантомимой, и продемонстрирует варианты технологических экспериментов с фотоизображением. "Фотография в полиграфии" покажет, как фотографию стали использовать в полиграфическом дизайне. Главы "Портреты" и "Предметы/мир" — дотошная инвентаризация окружающего мира — автопортреты фотографов, портреты коллег и зданий, ночные зарисовки Хильды Хуббух, социальные "репортажи" Хиннерка Шепера.

Мы как будто наблюдаем за рождением современного "человека смотрящего": он еще держится чопорно, носит корректный костюм, шляпу и круглые очочки, но уже потерял четкое ощущение границы между сном и явью и видит мир разделенным на фрагменты, полным повторяющихся образов и навязчивых теней. Мир был тогда совсем новым, многие вещи не имели названия, и на них приходилось показывать пальцем.

Билетов не найдено!

Закрыть