“Баухауз. Фотография”
О выставке
Фотоопыты Баухауза вызывают чувство, похожее на то, с которым разглядываешь свою первую детскую книжку, вспоминая, как учился читать.
Фотоопыты Баухауза вызывают чувство, похожее на то, с которым разглядываешь свою первую детскую книжку, вспоминая, как учился читать. Буквы в ней прилипали друг к другу с трудом, слова толкались и подставляли взгляду подножку. Зато картинки навсегда засели в подкорке с сюрреалистической четкостью и подробностью деталей.
Баухаузу мы обязаны современным пониманием слова "дизайн", то есть значительной частью современной европейской визуальной культуры. Собственно "баухауз" значит "дом строительства". Училище-община было основано в 1919 году ради реформы системы художественного образования по примеру средневековых строительных гильдий или цехов с их синтезом искусств и единством ремесла и духа. Романтизм этой идеи повыветрился еще во время существования школы, сменившей за 15 лет три места (Веймар Дессау Берлин) и разогнанной нацистами в 1933 году. Но аура раскаленного художественного энтузиазма до сих пор окружает все, вышедшее из ее стен.
На выставке больше работ студентов, чем учителей Баухауза. Но по большому счету, все они равные участники производственного процесса этой фабрики новых форм. Главной и самой массовой ее продукцией стало новое видение, новые визуальные привычки, актуальные до сих пор, например, привычка смотреть в движении.
Выставки института Ifa всегда носят просветительский характер. "Фотография Баухауза" что-то вроде начального курса современного искусства. Для удобства "учебник" поделен на части. Раздел "Уроки: от фотограммы до Петерханса" мог бы называться "Между Мохой-Надем и Петерхансом". Две главных фигуры в фотомире Баухауза одновременно обозначают и полюса этого мира. Ласло Мохой-Надь экспериментатор, пионер фотограммы и фотополиграфии. Вальтер Петерханс, наоборот, ценитель новых оттенков традиционной формы и композиции. Раздел "Множественная экспозиция, монтаж, коллаж, фотопластика" разъяснит, как сочеталась фотография с акварелью или фотография с пантомимой, и продемонстрирует варианты технологических экспериментов с фотоизображением. "Фотография в полиграфии" покажет, как фотографию стали использовать в полиграфическом дизайне. Главы "Портреты" и "Предметы/мир" дотошная инвентаризация окружающего мира автопортреты фотографов, портреты коллег и зданий, ночные зарисовки Хильды Хуббух, социальные "репортажи" Хиннерка Шепера.
Мы как будто наблюдаем за рождением современного "человека смотрящего": он еще держится чопорно, носит корректный костюм, шляпу и круглые очочки, но уже потерял четкое ощущение границы между сном и явью и видит мир разделенным на фрагменты, полным повторяющихся образов и навязчивых теней. Мир был тогда совсем новым, многие вещи не имели названия, и на них приходилось показывать пальцем.