Международный форум новой музыки “Апозиция”
О мероприятии
Форум “Апозиция” впервые был организован в прошлом году. Музыку, которая тут звучит, можно описать только одним словом – современная. Чтобы понять больше, нужно или получать серьезное музыкальное образование, или попробовать сделать нечто подобное самому, или хотя бы увидеть и услышать, что же происходит на сцене.
Современные слуховые привычки позволяют принимать за музыку много не относящихся к ней вещей например, ритмичный шум приборов или склеенные из отдельных нот вокальные коллажи. Простая музыка потерялась в саунде, музыку больше не играют, теперь ее делают. Музыканты, непонятные большинству, собираются на специальных фестивалях их искусство рентабельнее показывать оптом, как в цирке. Сравнение с цирком оправдано и потому, что степень виртуозности и оригинальности артистов заставляет порой замирать, как в детстве при виде распиленной ассистентки фокусника.
Форум "Апозиция" впервые был организован в прошлом году. Музыку, которая тут звучит, можно описать только одним словом современная. Чтобы понять больше, нужно или получать серьезное музыкальное образование, или попробовать сделать нечто подобное самому, или хотя бы увидеть и услышать, что же происходит на сцене. Слушатели, как правило, малочисленны, поскольку в сознании значится "для специалистов". В смысле не для ушей, а для специалистов. Хотя если решиться на то, чтобы узнать несколько новых фамилий и попытаться услышать по-новому, становится понятно стать специалистом просто.
На второй форум "Апозиция" приедет дюжина мировых артистов, а концерты, мастер-классы и акции будут проходить три дня подряд. Возможность поучаствовать будет и у 17 зрителей не больше и не меньше; основатель техно-хулиганов The KLF и музыкальный провокатор Билл Драммонд привезет партитуры, которые будут исполнены избранными прямо на сцене. На английском языке поются, например, такие строчки: "сотрите копию" (партитура "Стирать") или "все Айподы останутся дома" (партитура "Решать"). О других волшебниках звука, которые соберутся на "Апозиции", можно было бы написать целую музыковедческую книгу.
Николай Гален, известный в Британии как Ник Хоббс, приезжает на форум, чтобы петь, как традиционный турецкий певец, с микрофоном и почти без эффектов. Австрийское джазовое трио "Келомат" это архаичный фри-джаз с нововведениями в духе Джона Зорна. Басист и саксофонист отвечают за "зорна", барабанщик своим классическим свингом возвращает в 30-е. Памела Зии сама выступает в качестве основного инструмента для своих композиций. Госпожа Зии пропускает свой голос через компьютер, добавляет эффекты, зацикливает отдельные слова, читает стихи, как Лори Андерсон. Компьютер и певицу соединяет BodySynth, который позволяет связывать движения тела со звуковыми эффектами. Поэтому Зии танцует.
Проект певицы и композитора Елены Антоненко это оркестр. Инструментальный состав: виолончель, тромбон, фортепьяно, аккордеон, туба, электроника, голос и танец. Фамилии всех музыкантов проекта однозначно ассоциируются с инструментами: Коловский туба, например. Свою новую музыку, в форме проекта "Манорексия", привезет Джим Тирвелл. Товарищ Ника Кейва, в рамках "Манорексии", создает саундтреки к несуществующим фильмам. От подобных саундтреков других исполнителей эта музыка отличается неожиданными для современного уха тембрами. Миа Забелка и Аннет Гисригл придумали Zoom. Электронная скрипачка и электронная певица выхватывают маленькие кусочки звука и многократно увеличивают их при помощи эффектов и семплирования. Одновременно на экран проецируются увеличенные фото австрийских Альп, потому что Zoom это философия. Японский джазовый пианист и аранжировщик Масахико Сато в 1969 году полу-чил Japan Jazz Award. Написал музыку к мультфильму Миядзаки "Панда копанда". Играл с Эдди Гомесом. На форуме будет выступать сольно. Интровертную электронно-акустическую музыку сыграет трио Real Quiet перкуссия, виолончель и фортепьяно.
Хедлайнеры появляются, как и подобает важным лицам, последними. Маркус Штокхаузен сын одиозного Карлхайнца Штокхаузена играет на трубе нежную интуитивную музыку вместе с бас-кларнетисткой Тарой Боуман. Такая музыка построена на импровизациях, но лишена джазовых корней. Основа произведений Маркуса совсем не та, что у Штокхаузена-отца: чистое музыкальное озарение вместо композиторского расчета. Петер Брецман делает в Европе фри-джаз с момента рождения стиля. Бородатый саксофонист уже приезжал несколько раз в Петербург и выступал на СКИ-Фе, но это были сольные выступления. Марино Плиакас и Михаэль Вертмюллер, которых он привозит, тоже величины, но помоложе. Гитарист Плиакас приезжална СКИФ, учился в консерватории и играл с Джимом О'Рур-ком из Sonic Youth. Вертмюллер известен тем, что извлекает из своей установки нечеловеческий энергетический заряд. Вместе эти три музыканта играют свободный, то есть не связанный ничем джаз.
В четырех акциях, посвященных "звездам" эпохи великих открытий (Миклухо-Маклаю, например) и носящих гордое название "Героические проекты", по очереди сойдутся четыре музыкальных коллектива ("Тоталитарная музыкальная секта", DaDaZu, трио Миро и Алексей Плюснин) и четыре художника (Никита Сазонов, Валерий Подлясский, Михаил Городецкий и Мария Пиир). Героический проект с участием директора форума Алексея Плюснина закроет программу видимо, чтобы утвердить идею о том, что и в нашем городе есть место живым музыкантам, а не только дискотекам, пусть и самым большим в мире.