Международный форум новой музыки "Апозиция" | Музыка и клубы | Time Out

Международный форум новой музыки “Апозиция”

Международный форум новой музыки “Апозиция”

О мероприятии

Форум “Апозиция” впервые был организован в прошлом году. Музыку, которая тут звучит, можно описать только одним словом – современная. Чтобы понять больше, нужно или получать серьезное музыкальное образование, или попробовать сделать нечто подобное самому, или хотя бы увидеть и услышать, что же происходит на сцене.

Современные слуховые привычки позволяют принимать за музыку много не относящихся к ней вещей — например, ритмичный шум приборов или склеенные из отдельных нот вокальные коллажи. Простая музыка потерялась в саунде, музыку больше не играют, теперь ее делают. Музыканты, непонятные большинству, собираются на специальных фестивалях — их искусство рентабельнее показывать оптом, как в цирке. Сравнение с цирком оправдано и потому, что степень виртуозности и оригинальности артистов заставляет порой замирать, как в детстве при виде распиленной ассистентки фокусника.

Форум "Апозиция" впервые был организован в прошлом году. Музыку, которая тут звучит, можно описать только одним словом — современная. Чтобы понять больше, нужно или получать серьезное музыкальное образование, или попробовать сделать нечто подобное самому, или хотя бы увидеть и услышать, что же происходит на сцене. Слушатели, как правило, малочисленны, поскольку в сознании значится — "для специалистов". В смысле не для ушей, а для специалистов. Хотя если решиться на то, чтобы узнать несколько новых фамилий и попытаться услышать по-новому, становится понятно — стать специалистом просто.

На второй форум "Апозиция" приедет дюжина мировых артистов, а концерты, мастер-классы и акции будут проходить три дня подряд. Возможность поучаствовать будет и у 17 зрителей — не больше и не меньше; основатель техно-хулиганов The KLF и музыкальный провокатор Билл Драммонд привезет партитуры, которые будут исполнены избранными прямо на сцене. На английском языке поются, например, такие строчки: "сотрите копию" (партитура "Стирать") или "все Айподы останутся дома" (партитура "Решать"). О других волшебниках звука, которые соберутся на "Апозиции", можно было бы написать целую музыковедческую книгу.

Николай Гален, известный в Британии как Ник Хоббс, приезжает на форум, чтобы петь, как традиционный турецкий певец, с микрофоном и почти без эффектов. Австрийское джазовое трио "Келомат" — это архаичный фри-джаз с нововведениями в духе Джона Зорна. Басист и саксофонист отвечают за "зорна", барабанщик своим классическим свингом возвращает в 30-е. Памела Зии сама выступает в качестве основного инструмента для своих композиций. Госпожа Зии пропускает свой голос через компьютер, добавляет эффекты, зацикливает отдельные слова, читает стихи, как Лори Андерсон. Компьютер и певицу соединяет BodySynth, который позволяет связывать движения тела со звуковыми эффектами. Поэтому Зии танцует.

Проект певицы и композитора Елены Антоненко — это оркестр. Инструментальный состав: виолончель, тромбон, фортепьяно, аккордеон, туба, электроника, голос и танец. Фамилии всех музыкантов проекта однозначно ассоциируются с инструментами: Коловский — туба, например. Свою новую музыку, в форме проекта "Манорексия", привезет Джим Тирвелл. Товарищ Ника Кейва, в рамках "Манорексии", создает саундтреки к несуществующим фильмам. От подобных саундтреков других исполнителей эта музыка отличается неожиданными для современного уха тембрами. Миа Забелка и Аннет Гисригл придумали Zoom. Электронная скрипачка и электронная певица выхватывают маленькие кусочки звука и многократно увеличивают их при помощи эффектов и семплирования. Одновременно на экран проецируются увеличенные фото австрийских Альп, потому что Zoom — это философия. Японский джазовый пианист и аранжировщик Масахико Сато в 1969 году полу-чил Japan Jazz Award. Написал музыку к мультфильму Миядзаки "Панда копанда". Играл с Эдди Гомесом. На форуме будет выступать сольно. Интровертную электронно-акустическую музыку сыграет трио Real Quiet — перкуссия, виолончель и фортепьяно.

Хедлайнеры появляются, как и подобает важным лицам, последними. Маркус Штокхаузен — сын одиозного Карлхайнца Штокхаузена — играет на трубе нежную интуитивную музыку вместе с бас-кларнетисткой Тарой Боуман. Такая музыка построена на импровизациях, но лишена джазовых корней. Основа произведений Маркуса совсем не та, что у Штокхаузена-отца: чистое музыкальное озарение вместо композиторского расчета. Петер Брецман делает в Европе фри-джаз с момента рождения стиля. Бородатый саксофонист уже приезжал несколько раз в Петербург и выступал на СКИ-Фе, но это были сольные выступления. Марино Плиакас и Михаэль Вертмюллер, которых он привозит, — тоже величины, но помоложе. Гитарист Плиакас приезжална СКИФ, учился в консерватории и играл с Джимом О'Рур-ком из Sonic Youth. Вертмюллер известен тем, что извлекает из своей установки нечеловеческий энергетический заряд. Вместе эти три музыканта играют свободный, то есть не связанный ничем джаз.

В четырех акциях, посвященных "звездам" эпохи великих открытий (Миклухо-Маклаю, например) и носящих гордое название "Героические проекты", по очереди сойдутся четыре музыкальных коллектива ("Тоталитарная музыкальная секта", DaDaZu, трио Миро и Алексей Плюснин) и четыре художника (Никита Сазонов, Валерий Подлясский, Михаил Городецкий и Мария Пиир). Героический проект с участием директора форума Алексея Плюснина закроет программу — видимо, чтобы утвердить идею о том, что и в нашем городе есть место живым музыкантам, а не только дискотекам, пусть и самым большим в мире.

Билетов не найдено!

Закрыть