Бедные люди
О спектакле
Макар Девушкин в исполнении Валерия Дьяченко – образец того, как нужно играть “маленького человека” в современном театре
Административный кризис, с которым долго не мог справиться ТЮЗ им. А. А. Брянцева, не помешал его художественному руководителю Григорию Козлову выпустить на малой сцене камерный спектакль «Бедные люди». Чувствуется, что его создавала компания единомышленников — им было интересно и важно работать друг с другом, они абстрагировались от происходящего в театре и создали спектакль, в котором все пропитано нежностью, вниманием и любовью. Козлов как будто вернулся на несколько лет назад — ко времени премьеры «Преступления и наказания», когда в основе спектакля была не мрачная «метафизика», а семейная история Раскольниковых.
Сейчас главной темой становится нежная, сентиментальная история любви двух одиноких сердец: Макара Девушкина (Валерий Дьяченко) и Вареньки (Юлия Нижельская). Художник Николай Слободяник поместил героев в куб с прозрачными стенами. На его стенах главные герои перьями пишут друг другу письма. Дьяченко и Нижельская разыгрывают отношения своих героев изящно и тонко, мгновенно вызывая сочувствие к главным героям, чье счастье невозможно. Слово «бедный» произносится в их адрес с ласково-сентиментальной интонацией. Дьяченко, ставший виртуозом в амплуа маленького человека, играет Девушкина утонченным и ранимым, не способным бороться за свои чувства.
Для Юлии Нижельской главная роль в «Бедных людях» стала настоящим открытием — раньше она не была на сцене такой многоплановой. Внешне похожая на Одри Хепберн, актриса играет не мрачную, придавленную бытом «женщину Достоевского», а современную девушку, жизнелюбием напоминающую Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани». Нижельская наделяет свою героиню множеством черт. Ее Варенька — стойкая барышня, готовая до последнего сопротивляться обстоятельствам. И в то же время шаловливый и резвый ребенок, вызывающий умиление и желание покровительствовать. А когда нужно очаровать кого-то, она превращается в прелестную кокетку, мечтающую о новой шляпке.
В спектакле есть не только история любви. Инсценировка Достоевского сделана известным московским критиком и драматургом Валерием Семеновским, который внес в повесть мотив, важный для «позднего» Козлова: герои спектакля — не реальные люди, а литературные персонажи, подчиняющиеся автору. Тексты писем героев переплетаются с дописанными Семеновским монологами «от автора», позволяющими взглянуть на ситуацию со стороны писателя. Хотя самого Федора Михайловича на сцене нет, его присутствие постоянно ощущается. Третий актер, занятый в спектакле, Радик Галиуллин, гротескно исполняет роли всех остальных персонажей. Именно его герой размышляет о роли автора в жизни героя. И оказывается, что все мы — литературные персонажи, чья судьба заранее определена замыслом писателя.
Фото Стаса Левшина.