II Международный театральный фестиваль “Ученики Мастера”: “Отелло”
О спектакле
Спектакль Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.
Антон Коваленко начал с карьеры актера, но понял, что намного интереснее ставить что-то самому. Тогда он поступил в мастерскую Камы Гинкаса. Гинкас имеет репутацию режиссера, смотрящего на человека без сантиментов. Его спектакли – философские притчи, жесткие и даже циничные. Ученик же проявил себя как возвышенный молодой человек. Все выпускники Гинкаса начали в Москве с "новой драмы". Это был педагогический эксперимент мастера, обучавшего студентов на Шекспире и Мольере, а потом предложившего поставить дипломные спектакли по современным пьесам. Коваленко поставил "5-25" Данилы Привалова и "Подземного Бога" Александра Архипова, но поcле вернулся "к истокам" – поставил в Ростове "Веселых жеманниц", в Барнауле – "Отелло". Обычно режиссеры-мужчины упирают на то, что Отелло – воин, за километр пахнущий тестостероном. Коваленко же говорит, что в первую очередь его герой – влюбленный мужчина, ранимый и тонко чувствующий.
Такое понимание героя – скорее женское?
Зачем говорить очевидные вещи о пьесе? Многие режиссеры не видят причин, толкнувших Отелло к катастрофе. Хотя у Шекспира есть места, когда понятно, почему этот воин и сильный человек осознает свою ранимость. Она настигает Отелло, когда он влюбляется в Дездемону. А потом эта ранимость становится причиной его гибели. Потому что, когда ты счастлив и полностью сосредоточен на другом человеке, сложно заметить, что происходит вокруг, что делают твои враги.
Почему вы меняете жанр с трагедии на трагифарс?
От комического до трагического – несколько букв. Мы пытались не забыть об этом орфографическом казусе. И потом, за время существования пьесы произошел сдвиг в сознании – в том, что мы считаем трагедией. Один из актеров, работающих со мной над спектаклем, заметил, что Яго с его коварством – просто мальчик по сравнению с появившимися за четыреста лет "персонажами". Честный Яго стремится навести порядок в системе, грозящей рухнуть из-за влюбленности Отелло. Чтобы отрезвить его, снять с него розовые очки, он подыгрывает ситуации, ставит Отелло перед тем, что происходит, если воля уступает место чувству.
Изменение жанра привело к появлению новых героев?
Да. В пьесе есть персонаж – шут. Он вводит нас в историю мужчины и женщины, говорит, что смысл жизни человека в любви. Роль шута – одна из главных в спектакле. Хотя в пьесе у него два проходных эпизода, именно он транслирует поэтический миф. Яго же – злой шут, и он разрушает этот миф, подвергает его проверке. А мы можем увидеть, что из этого выходит.