“Карл Карлович Булла. К 150-летию со дня рождения”.
О выставке
Имя Карла Буллы – модное, салонное и очень дорогое. Если фотографии студий Дмитриева, Новицкого, Оцупа еще можно найти в букинистических и антикварных магазинах, то Булла – настоящий раритет.
Имя Карла Буллы – модное, салонное и очень дорогое. Если фотографии студий Дмитриева, Новицкого, Оцупа еще можно найти в букинистических и антикварных магазинах, то Булла – настоящий раритет. Тем не менее в частных коллекциях все еще хранятся снимки, сделанные в его фотосалоне на Невском, 54. Часть из них представлена на юбилейной выставке.
Карл Карлович был прекрасным фоторепортером, иллюстратором и отобразителем, в меньшей степени – портретистом. Родился в Пруссии в купеческой семье. В 10 лет приехал в Петербург и устроился на работу в фотофирму "Дюнант". В 20 – открыл собственное ателье на Садовой. А в 56 (в 1908 году) – студию на Невском, где теперь фотосалон его имени. Булла сотрудничал со многими российскими и иностранными изданиями и, таким образом, стал у истоков российской репортажной фотожурналистики. Его визитные карточки – почтительная дистанция в освещении событий (открытия памятников, закладка храмов, праздничные ужины, революционные выступления) и невмешательство во внутреннюю жизнь моделей.
Витте, Горемыкин, Милюков, Кассо, Столыпин на фотографиях Буллы – лишь политические деятели, чиновники, госслужащие с официальными лицами. Многие его фотографии не безупречны с художественной точки зрения. Они черствы, чересчур прямолинейны и плоски. Впрочем, художественность в них не главное. Важны факты, быть может, приукрашенные, ретушированные, но не потерявшие исторической ценности. Кстати, то же можно сказать и про фотосалон. Интересен он тем, что полностью воспроизводит интерьеры фотостудии. Кроме представленных фотографий на выставке можно увидеть подлинные камеры, с которыми работал великий бытописатель России эпохи fin de siecle.