Певческая капелла Санкт-Петербурга. "Русские Страсти" | Музыка и клубы | Time Out

Певческая капелла Санкт-Петербурга. “Русские Страсти”

Певческая капелла Санкт-Петербурга. “Русские Страсти”

О спектакле

В концерте Капеллы 15 ноября сопоставлены “Древнерусские страсти” инока Христофора и “Всенощное бдение” Рахманинова.

В концерте Капеллы 15 ноября сопоставлены "Древнерусские страсти" инока Христофора (1604) и "Всенощное бдение" Рахманинова (1915).

"Древнерусские страсти" стали концертным произведением уже в наше время, когда профессор консерватории Альбина Кручинина расшифровала рукопись XVII века. То есть знаменные распевы, помеченные над богослужебным текстом специальными символами — крюками (знаменами), записала нотами на пятилинейном стане. Инок Христофор, конечно, не автор "Страстей", а "редактор-составитель". Переписывая в качестве послушания в Кирилло-Белозерском монастыре певческие книги, он, может, и добавил кое-что от себя, но библиографического списка в конце не составил, так что авторство "Страстей" — коллективное.

Русская средневековая музыка одноголосна, сурова и плоскостна, как древняя икона. Сегодня в живой практике знаменный распев сохранился лишь в некоторых монастырях и у старообрядцев, которые после раскола не поддались воздействию западной многоголосной музыки и сохранили "истинную" традицию в неприкосновенности. Так что спешите слышать. Если "Древнерусские страсти" — название современное (вольно объединяет песнопения, исполнявшиеся на Страстной неделе), то "Всенощное бдение" — каноническое название богослужения, совершаемого накануне воскресных и праздничных дней.

Рахманинов, вероятно, был в ужасе от того, что пели в храмах в его время, — после реформы церковного пения в середине XVIII века во все епархии были разосланы новые певческие книги, где богослужебные тексты были подтекстованы нехитрым европеизированным гармоническим сопровождением, начисто уничтожавшим оригинальность знаменных напевов. В начале ХХ века эту убогость и вторичность русской культовой музыки ощущали многие композиторы и пытались вернуть ей "саму себя", создавая авторские версии служб. Но писали они, как правило, для супер-профессионального коллектива — Московского синодального хора Смоленского, потому и тогда и сейчас литургии Гречанинова, Чайковского, Кастальского, Чеснокова — вдохновенные, виртуозные вещи — гораздо чаще исполняются в концертных залах, чем в храмах.

Грандиозная "Всенощная" Рахманинова — вершина жанра, даже специалистам трудно сказать, где в ней подлинные знаменные напевы, использованные композитором, а где их умелая стилизация. Рахманинов сам читал крюки и говорил на этом языке без акцента. Для него именно знаменный напев (а не народная песня) оказался источником "русскости", по которому его музыку легко узнают.

"Всенощная" появилась в репертуаре Капеллы еще в те времена, когда, исполняя даже отрывок из нее, на афишах стыдливо надо было писать что-то вроде "Тихой мелодии". В 90-х годах, когда в мире возник бум на русскую церковную музыку, Капелла возила ее по всем фестивалям, и Чернушенко разучивал "Всенощную" даже с хором Радио Франс. Надо сказать, Капелла и до сих пор исполняет ее удивительно хорошо, большинство хористов параллельно поют еще и в церквях, так что этот русский язык знают не из газет.

Билетов не найдено!

Закрыть