Фредерик Аштон
О спектакле
Две ближайшие балетные премьеры посвящены одному хореографу – Фредерику Аштону. В Мариинском театре покажут его «Сильвию», в Михайловском – «Тщетную предосторожность».
Сэндвичи с огурцами, бремя белого человека, жилеты и фраки – сэр Фредерик Аштон оттуда, из той империи, картинки из жизни которой так хорошо сейчас продаются в сериалах BBC. Он появился на свет 110 лет назад в Эквадоре (там служил отец) и решил заниматься балетом лишь в 19 лет, увидев гастролирующую Анну Павлову. В тридцатые-сороковые был молодым дарованием и одним из основателей английского балета, в пятидесятые – основным поставщиком репертуара для королевской труппы, далее – ее идеологом и правителем. И в течение всей своей немаленькой жизни (он ушел в 84) – и тогда, когда балет в Англии еще только начинался, и тогда, когда труппа была причислена к сокровищам короны, а Аштон стал сэром и личным другом королевы-матери, – хореограф был вызывающе старомоден. Он любил старую добрую Англию, ее юмор, ее сказки, ее обычаи. Масса его балетов пропитана этими чуть грубоватыми шуточками – и на «Тщетной предосторожности» мы сможем посмеяться от души. Его душа остались там, в начале XX века, где танцевала Павлова, и даже в древнегреческо-мифологическом сюжете «Сильвии» балерины носят классические пачки и изъясняются на добротном, кристально очищенном языке классического танца.
Он любил этот строгий язык, этот церемониал. В жизни предпочитая компанию мужчин, на сцене он выстраивал мир, в центре которого всегда была балерина – и оттого его сочинения так ценят примы всех театров мира. А для себя он поставил в старости лишь партию старой Ежихи в фильме-балете «Сказки Беатрис Поттер» – и предложил запомнить его смешливым, педантичным и обаятельным, как и его балеты.
Текст: Анна Гордеева