Тетрадь Тома Кенти
- Режиссер/Постановщик
- Яна Тумина
О спектакле
Спектакль-манифест Яны Туминой «Тетрадь Тома Кенти» поставлен со студентами ее русско-монгольского курса СПбГАТИ по мотивам повести Марка Твена «Принц и нищий» и на основе дневников современных подростков
Задуманный для Учебного театра на Моховой, спектакль в репертуарные планы старинной студенческой площадки не вписался, зато Большой театр кукол работой заинтересовался: руководство посмотрело один из лабораторных этапов репетиций и не смогло остаться равнодушным. Главный режиссер БТК Руслан Кудашов давно готовил зрительское фойе к трансформации в сценическое пространство, и тут все удачно срослось в формате копродукции СПбГАТИ и БТК.
Идея постановки по «Принцу и нищему» пришла Туминой с учениками давно, чуть ли не на первом курсе: среди студентов есть два брата-близнеца, Саша и Паша Братковские, и грех было бы не воспользоваться этим на сцене. Однако от реконструкции чисто приключенческого сюжета Марка Твена сознательно отказались: ставку делают не на фокусы с переодеванием двух похожих мальчишек, а представляют действие как фантазию главного героя, с главным акцентом на трагической несправедливости. Отправной точкой стала потрясшая мастера и ее курс фраза писателя: «Родился мальчик, который был никому не нужен». В итоге в спектакле ключевой становится тема эскапизма Тома, который стремится спастись от ужасов нищеты, не столько материальной, сколько метафизической, в мире собственных фантазий, пытаясь компенсировать дефицит человеческого тепла.
Действие «Тетради» продлится чуть более полутора часов. Сентиментальный, но при этом достаточно жесткий, даже провокационный материал на тему детской и человеческой ненужности адресован прежде всего родителям и подросткам. Режиссер использует острую, практически брехтовскую театральную форму – с зонгами и прочими элементами эпического театра, что смешивает воображение и реальность. Лондон, к примеру, оживает в образе безумного конферансье: Игорь Бикагаев сочинил своего персонажа в виде престранного арт-объекта. А номер с участием планшетных кукол-крыс убедителен настолько, что веришь: по сцене бегают живые твари.