“Поэзия садов”
О выставке
Иллюстрации к самой популярной книги Александра Китаева – “Поэзия садов”.
Идея родилась, когда сотрудники Пушкинского Дома показали Лихачеву фотографии из петергофского цикла Александра Китаева и академик выразил желание проиллюстрировать ими свою самую популярную книгу – "Поэзия садов". Главная мысль этого редкого в академическом мире бестселлера заключалась в том, что сад – такой идеальный культурный механизм, который каждому предлагает пищу для глаз и ума точно по зубам, в соответствии с его предшествующим опытом. Чтобы читать книгу, нужно сначала выучить язык, потом научиться раскодировать буквы и символы. А сад сам учит себя понимать. И раскрывается ровно в той мере, которую каждый несет в голове и сердце. А фотограф, конечно, еще и в руках. Фотография как искусство удивительно соответствует саду как объекту. В этом идея выставки. Ведь парк – целая цепь раскрывающихся друг за другом картин, и "серийная" фотография вступает с ним в резонанс. Поэтому, по словам сокуратора выставки Александра Китаева, старались брать только серии, передающие прежде всего трудноуловимый авторский оттенок восприятия парка, его настроения, состояния, атмосферы, его поэзии. То есть именно того, что выступает, по Лихачеву, глубинной сутью парка как феномена истории и культуры.
На выставке – Петергоф, Ораниенбаум, Павловск, Царское Село, Летний сад, Московский парк Победы – глазами почти всех хороших фотографов города разных поколений: от редких снимков мэтра ленинградской фотографии Бориса Смелова до технических хитростей Алексея Тихонова. Выставка должна превратиться в подобие парка, со скульптурой и скамейками, по которому можно бродить, медитативно впитывая виды, вести неторопливую беседу, предаваться воспоминаниям.