Дикий Запад в фотографиях
О выставке
По подборке фото времен золотой лихорадки в Америке несложно проследить, как был завоеван Запад.
Строгановский дворец принимает большую коллекцию фотографий второй половины XIX – начала XX века из собрания библиотеки Конгресса США. Время последних всплесков золотой лихорадки и окончательных разборок властей с краснокожими предстает в благородной сепии работ первых именитых фотодокументалистов Америки. Эдвард Кертис был настолько увлечен новым видом искусства, что в 12 лет бросил школу и самостоятельно собрал аппарат, использовав линзу, которую его отец привез в качестве трофея с Гражданской войны. О Кертисе заговорили после того, как его жанровые снимки и портреты индейцев Сиэтла победили на конкурсе Национального общества фотографии – и автора начали приглашать к участию в этнографических экспедициях. Результатом его исканий стал внушительный альбом «Североамериканский индеец», для которого Кертис сделал 40 000 снимков 80 племен.
Суровые лица в перьях и ритуалы при полной боевой раскраске попадали в объектив и чуть менее известного Джона Грабилла, но основной упор он делал на картины из жизни военных, ковбоев и старателей. Освоение золотоносных территорий проходило буквально на костях коренного населения, и Грабилл сделал себе имя на бесчинствах белого человека. На множестве крупных снимков он запечатлел последствия исторической бойни на ручье Вундед-Ни, где кавалерия расстреляла почти три сотни индейцев лакота включая грудных детей – и по силе воздействия эта серия стоит вровень с фото из нацистских концлагерей.
По большому счету, на выставке нечего делать любителям жанра вестерн – их банально расстроит прозаичность, с которой усачи в стетсонах арканят быков, а дремучие угрюмцы полощут в тазах речной песок. До первого фильма, романтизирующего Дикий Запад, пройдет еще десяток-другой лет, страна окончательно окажется в руках потомков пилигримов – и начнется совсем другая история.