“Экзерсис ХХ”
О спектакле
“Экзерсис ХХ” – театр балета имени Якобсона, покажет программу своих хореографических миниатюр.
"Экзерсис ХХ" Театр балета имени Якобсона впервые сделал тогда, когда еще никакого "имени" не было. Была только что организованная труппа театра "Хореографические миниатюры", и сам Якобсон ею руководил. Тридцать шесть лет назад. Тянулась серая треть ХХ века, уныние и застой, а 65-летний Якобсон, переживший в жизни все – от славы революционера-новатора и премьер в Кировском театре до "запрета на имя" и безымянной халтуры в народных ансамблях – был способен отстаивать себя и свои представления о танце. Название выбрано тщательно: "экзерсис" – как ежедневный утренний урок, "Экзерсис ХХ" – в духе современного ему века.
В любом спектакле, вроде бы вводящем зрителя за кулисы (от класс-концертов до "Этюдов" Ландера), балетный класс мифологизируется, из него убираются рутина и пыль. Якобсон не только предложил внимательнее вглядеться в скульптурную лепку тел (телесные трико танцовщиков крайне возмутили партийное начальство), но и драматизировал "Экзерсис". Вакханалии поддержек, в которых голова девушки где-то за лопатками партнера, бедра над его головой, у него на лице этакая непринужденная улыбка, сменялись доверчивой лирикой дуэтов. Вставные номера – "Умирающий лебедь", что ломко протестовал и совершенно не желал смирно складываться в трупик, или прославленный Барышниковым "Вестрис" – усиливали простодушие и экс-центрику. Человек ХХ века, Якобсон наивно предлагал веку новые правила существования – а потом, в очередной раз врезавшись в стену (вылетев из театра, получив проработку по партийной линии за "чрезмерную эротику"), смеялся и плакал одновременно. Потому программа и построена таким образом: вот "манифест", а вот выдох после проработки и снова – упорный повтор символа веры. Стоит ли дышать воздухом 70-х? Чтобы понять, каким он был, – стоит.
Во втором отделении труппа покажет миниатюры, которые законно стали ее золотым репертуаром: "Роден", "Полет Тальони", жанровые "Баба-Яга" и "Деревенский Дон-Жуан".