"Эйнштейн и Маргарита" | Театр | Time Out

“Эйнштейн и Маргарита”

“Эйнштейн и Маргарита”

О спектакле

Опера-анимация о любови Альфреда Эйнштейна и Маргариты Конёнковой, жены известного советского скульптора.

Опера, как известно, дело дорогое и рискованное. Не менее известно, что отечественный оперный театр трусоват как явление. Куда же податься современному композитору, желающему сочинить оперу? Ираида Юсупова нашла гениальный выход. Опера "Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе" нигде не поставлена, она существует только в видеоформате. Так ее уже показывали в Москве, так покажут и в клубе ГЭЗ. Причем это не видео с оперной постановки, а именно сама опера. Конечно, если понадобится, ее можно распаковать до сценической версии. Либретто написали Вера Павлова (стихи) и сама Юсупова (все остальное).

Сюжет – любовь Альфреда Эйнштейна и Маргариты Конёнковой, жены известного советского скульптора. Любовь была не простая, а с секретом: Маргарита работала на советские спецслужбы, которые таким романтическим образом находились в курсе американских атомных приготовлений. Однако композитор не придерживается строго этой любовно-шпионской истории-хроники – ведь создавать миф интереснее, чем документировать даже самые необычные события.

Собственно опера представляет собой анимацию, озвученную в студии певцами Татьяной Куинджи, Анджеем Белецким, Ларисой Андреевой, Владимиром Миллером, Дмитрием Поповым, БСО (бывший оркестр Гостелерадио) и хоровой капеллой "Московский Кремль" под управлением Марка Кадина, а также терменвоксом, на котором играет правнучка самого Термена Лидия Кавина. По ходу оперы имеют место живой перформанс с куклами Дмитрия Пригова и видеоинсталляция Юсуповой и ее мужа, кино- и видео-оператора Александра Долгина. Музыка, по словам ее автора, "красивая, трогающая до слез", "со множеством отсылок к известным произведениям". Вопреки таковому сентиментализму, в целом авторы мультимедиаоперы "Эйнштейн и Маргарита" трактуют ее как ответвление видеоарта. Это стратегически правильно, ведь где-то же должна опера, издыхающая как традиция, насосаться жизненной силы и популярности, – вот и объявим ее подразделением актуального искусства. Себя же Пригов, Юсупова и Долгин называют "создателями нового жанра мультимедиаоперы". Что также верно, но только для России. В другой вечер в том же клубе ГЭЗ они покажут программу своих медиаоперных короткометражек (вот ведь какой гибкий жанр): "Россия", "Последняя тайна Термена", Exegi monumentum (фрагмент), "Сизифъ", "Египет" и "Тело и разум". Можно будет пообщаться с живыми авторами.

Билетов не найдено!

Закрыть