Волшебная флейта
О спектакле
Худрук детского театра Зазеркалье Александр Петров поставил оперу Моцарта «Волшебная флейта».
В истории о том, как принц Тамино отправился на поиски дочери Царицы ночи Памины, похищенной добрым волшебником Зарастро, немало таинственного. Еще современники обратили внимание на обилие в ней зороастрийской символики. Испещренные древними письменами и звездами декорации Владимира Фирера делают визуальный ряд спектакля одновременно философским и сказочным. Режиссер Александр Петров, однако, не сомневается, что понять его смогут зрители любого возраста.
Почему вы решили поставить эту оперу? Много лет назад в «Зазеркалье» мы уже ставили спектакль-дайджест, в котором герои приходили в музей Моцарта в Зальцбурге и попадали в магический круг музыки, из которого невозможно вырваться. Сейчас нам захотелось поставить полную версию сказки со специальными эффектами и декорациями, которые появились у нас после реконструкции театра. Там все волшебное – начиная с парящей в невесомости флейты и заканчивая полетом ангелов на трехколесном велосипеде. В этой сказке есть и своя сакральная космогония, и даже своя магия чисел. Молодые же герои Тамино и Памина – это люди нашего времени, неофиты, попавшие в магическое пространство.
Вы адресуете оперу всем детям или только подготовленным? Спектакль не будет скучным даже для ребенка, который никогда в жизни опер не слышал. В «Волшебной флейте» есть удивительный мир, с одной стороны реальный, а с другой – абсолютно не подверженный логике и разуму. Скатерть-самобранка, полет Царицы ночи, фокусы с исчезновением, превращение старухи в молодую девушку – это почти что цирковая история, в которой магия льется через край.
У многих родителей существует предубеждение, что опера – очень статичный и потому скучный для детей жанр. Опера – это в первую очередь театр с музыкой. Почему благодаря музыке драматическое событие должно стать менее выразительным? Ребенка просто надо увлечь. Вот, например, на нашем оперном спектакле «Рикки-Тикки-Тави» дети сидят как мертвые, потому что на сцене возникает мощнейшая динамика. Однажды, когда в спектакле по сюжету убили змею Нага, мальчик в зале сказал, почти плача: «Мама, Нага убили, надо вызвать милицию». Конечно, когда в спектакле возникают отвлеченные философские пассажи, дети начинают скучать. Но если они сопровождаются выразительной игрой, то дети их нормально воспринимают и готовятся, таким образом, в будущем слушать большую оперу.
А как насчет взрослых? У нас почти не бывает, чтобы родители оставались в гардеробе в то время, как дети сидят в зале. Спектакли ставятся таким образом, чтобы и родителям было интересно. Тогда они с большим увлечением объяснят детям вещи, которые те не смогли сразу понять. Это такая военная хитрость.
Каковы планы театра? Сейчас мы готовим очень смешной мюзикл «Фредди, или Жизнь, полная риска» – про хомяка-писателя, которому строят козни две морские свинки – компьютерные гении Энрике и Карузо. Музыку для него пишет хороший питерский композитор Дмитрий Жученко. Еще планируем поставить спектакль «Приключения кролика Эдварда» по книге американской писательницы Кейт Дикамилло. Это пронзительная история про фарфорового кролика, который в конце очеловечивается, – музыку к ней написал Сергей Баневич. Ну и про взрослые спектакли тоже не забываем. Интервью: Юлия Клейман
Волшебная флейта
На сцене театр «Зазеркалье», расписание здесь