Фортепианный вечер: Валерий Афанасьев
О спектакле
Валерий Афанасьев играет на рояле так, будто музыка состоит не из отдельных произведений, а существует как единый поток.
Валерий Афанасьев играет на рояле так, будто музыка состоит не из отдельных произведений, а существует как единый поток. Поэтому каждая вещь в исполнении Афанасьева звучит самым неожиданным образом – то в полтора раза медленнее, то с декламацией французского театрального актера. В игре всегда чувствуется, что его интересы шире, чем одна только музыка.
Афанасьев выстраивает две параллельные жизненные линии. Он пишет романы и стихи по-французски и по-английски, они издаются, расходятся. Писатель Афанасьев считает, что литература закончилась на Беккете и что быть плохим писателем начала ХХ века достойнее, чем быть хорошим писателем XXI века. Пианист Афанасьев причисляет себя к исполнителям 50-х годов XX века. Он без обиняков заявляет, что не желает нравиться публике и что публика сейчас измельчала вслед за теми музыкантами, которых она слушает. В музыке пианист-писатель заявляет о себе не как исполнитель, а как соавтор. Его почти не волнует верность тексту. Понятно, что такой подход работает только в случае с хорошо или очень хорошо знакомой музыкой.
И действительно, Афанасьев водит свои философские хороводы в основном вокруг произведений XIX века – Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс, Мусоргский, Шопен. Несмотря на крайний консерватизм и приверженность только большому, светлому и чистому, Валерий Афанасьев фактически ставит знак равенства между музицированием и риском. Иногда это приводит к провалам и недоумению критиков, иногда – к настоящим озарениям. Музыкант, который открыто признает, что не знает, "как надо играть", и каждый раз придумывает свою игру заново, заслуживает самого пристального внимания.
Играя, Валерий Афанасьев по-особому взмахивает руками. Они у него очень большие, белые и мягкие. Последние годы пианист начал дирижировать, равняясь на мастеров прошлого (Фуртвенглера, Менгельберга, Клемперера), и это получается у него удачно. Афанасьев гедонист и философ, любит хорошие вина, дегустирует их почти профессионально и даже привозит редкие сорта и бутылки в Россию, чтобы поделиться удовольствием с друзьями.
Живет в Версале – в начале 70-х он не вернулся из гастрольной поездки и попросил политического убежища в Бельгии. В 1970 году стал лауреатом конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе.
5 декабря Афанасьев будет солировать в Девятом фортепианном концерте Моцарта, а седьмого числа сыграет четыре сонаты Бетховена.