“Йо-Йо Ма (виолончель), Кэтрин Стотт (фортепиано)”
О спектакле
Йо-Йо Ма не только гениальный виолончелист, но и гениальный культуртрегер.
Публика творит кумиров из двух очень условных исполнительских типов. Один из них – пророк. Его представляют, например, пианисты Владимир Горовиц и Григорий Соколов, виолончелисты Пабло Казальс и Мстислав Ростропович. Пророк подобен боксеру. Правильный боксер бьет не в соперника, а сквозь него в некую точку, находящуюся позади; так и исполнитель-пророк целится не в конкретное произведение, а в нечто, спрятанное за ним. Поэтому с точки зрения публики пророку можно даже не попадать в ноты, ведь его сила не в них, а "в музыкальной правде".
Другой тип, исторически помоложе, – инженер. Он понимает текст произведения как машину, производящую смысл. Из инженеров широко известны дирижеры Пьер Булез и Джон Элиот Гардинер, скрипачи Гидон Кремер и Ирвин Ардитти. Иногда так бывает, что инженер играет настолько совершенно, что уже неважно, что именно он играет, – он будто прорывается по ту сторону музыки. Тогда его можно принять за пророка. В общем, в такой момент он им и становится.
На это все можно, конечно, возразить, что это профессия такая и каждый артист немножко инженер и немножко пророк. Сложно спорить – вопрос в пропорциях. Йо-Йо Ма скорее инженер. Ему всегда был присущ японский перфекционизм. Все у Йо-Йо Ма вылизано-отлажено, реактивно-позитивно и с неуловимым юмором. Вероятно, поэтому Ма один из самых продаваемых классических музыкантов, а среди виолончелистов точно самый продаваемый: 75 дисков на Sony Classical, из которых каждый пятый получил Grammy. При этом он не только гениальный виолончелист, но и гениальный культуртрегер. Тем обиднее, что в Россию Ма везет банальную программу, которую можно озаглавить "и нашим, и вашим".
Все играют сонату для виолончели Шостаковича, скрипичную сонату Сезара Франка в переложении для виолончели и шубертовскую сонату для арпеджиона. Арпеджион – это виолончель с пятой струной сверху; она была распространена в начале XIX века и довольно скоро вышла из употребления. Виолончелисты любят играть это единственное сольное произведение Шуберта для виолончели, потому что там много высоких нот, рассчитанных для пятой струны, и если сыграть их чисто, то можно показать себя с самой лучшей стороны. Кэтим трем произведениям добавлен Пьяццола, без которого сейчас никак – он обеспечивает заполняемость зала по крайней мере на четверть. Но, может, это и хорошо: Йо-Йо Ма приедет и покажет всем, как надо играть то, что все играют.