Фестиваль “Прощание с годом Моцарта”: “Игры с Моцартом”
О спектакле
“Игры с Моцартом” – название программы, которую в Петербург везет ансамбль аспирантов Московской консерватории – “Студия новой музыки”.
"Игры с Моцартом" – название программы, которую в Петербург везет ансамбль аспирантов Московской консерватории – "Студия новой музыки". В отличие от петербургской, в Московской консерватории есть кафедра старинной и современной музыки, самая перспективная с точки зрения учащихся, ведь классику играют все, тогда как раннюю и особенно современную серьезную музыку по-настоящему играть умеют немногие. Последний раз "Студия" была в Петербурге пять лет назад и исполняла "Желтый звук" Альфреда Шнитке – большое мультимедийное представление на философские тексты Василия Кандинского.
"Игры с Моцартом" построены просто и остроумно. Из самого Моцарта сыграют "Секстет деревенских музыкантов" – жесткую насмешку композитора над своими богатыми и бездарными учениками. В партитуре специально выписаны фальшивые сочетания и игра вразнобой. Далее идет "русский Моцарт" – кружевные и галантные вариации Глинки на тему Моцарта для арфы соло. Остальное написано современными композиторами. Конечно, даже ироничные авангардисты признают за Моцартом "гений чистой красоты". Но сегодня его можно по-всякому препарировать и оспаривать: иногда получается совсем неплохая музыка. "Студия" сыграет образцы доходчивого отечественного модернизма, созданные в 70-80-х годах. Это стерильное "Mozart-Adagio" для фортепианного трио Арво Пярта, заигранный, но от того не менее проникновенный "Mozart" для камерного ансамбля Шнитке, а также "Моцарт-вариации" для струнных Николая Корндорфа, крупного московского композитора, умершего в Канаде в 2001 году. Корндорф – большой специалист по преобразованию классики в неклассику.
Судя по программе, москвичи представляют себе Петербург как провинцию, где лучше не пугать публику излишней левизной. А может быть, худрука "Студии", известного московского композитора Владимира Тарнопольского попросили быть поумеренней. Ведь устроители филармонического мероприятия под названием "Прощание с годом Моцарта", в рамках которого проходит концерт, явно не хотят тревожить и будить раздумья. Остальные программы этого фестиваля настолько убоги по мысли, что становится понятно: даже паразитировать на великом надо уметь – хоть в его год, хоть в любой другой.