Васса Железнова
О спектакле
История “железной” женщины со звучной фамилией, тянущей на себе непутевое семейство и пароходное дело.
Судя по огромному количеству школьников, пришедших на спектакль «Васса Железнова» в БДТ, можно подумать, что Горький писал свою пьесу для подростков. Хотя история «железной» женщины со звучной фамилией, тянущей на себе непутевое семейство и пароходное дело, далеко не детская и могла бы прозвучать по-феминистски. Вассу играет Светлана Крючкова. Вероятно, она же и была инициатором приглашения в БДТ московского режиссера Сергея Яшина, с которым уже работала несколько лет назад. В БДТ ему пришлось иметь дело с большим количеством актеров, а времени на репетиции было немного. Поэтому режиссер решил не открывать Америку и поставил классический спектакль, как будто иллюстрирующий учебник русской литературы.
На сцене все чинно: без постмодернистских игр и реплик о современных бизнес-леди. Благодаря художнику Елене Качелаевой выглядит все красиво: декорация в светлых тонах, напоминающая палубу корабля, светящиеся подвесные пароходы на заднике сцены, голубятня, похожая на мачту, но актеры на этом фоне потерялись. Больше всех жаль Крючкову, для которой роль Вассы могла бы стать бенефисной. Она старается изо всех сил — гневается, когда дети в очередной раз доводят ее, хитрит, а когда нужно для дела, может быть нежной. Но все равно выглядит беспомощной: без внятного режиссерского замысла даже самая хорошая актриса не способна вывезти на себе всю постановку.
Самая запоминающаяся мизансцена начинает и заканчивает спектакль: все актеры, как скульптурная группа, застывают на сцене, а Васса в это время умоляюще просит безмолвные тени детей о любви. В эти минуты даже шумные школьники внимательно смотрят на сцену.