Balanescu Quartet. Мультимедийный проект Мария Танэс
О мероприятии
Румынский человек-квартет.
Камерная музыка становится стадионной уже довольно долго: на чистых виолончелях выпиливают "Металлику", квартеты переигрывают Sonic Youth. Стейдж-дайвингом со скрипкой давно никого не удивишь. Без слэма обходится другой формат – личные микрооркестры прославленных современных композиторов, таких как Филип Гласс и Майкл Найман. В таких ансамблях воспитываются выдающиеся солисты и музыкальные умы. Александр Баланеску – и солист, и ум – пятнадцать лет был концертмейстером Michael Nyman Ensemble, потом основал свой Quartet, а в свободное время играет свежие концерты Гласса и собственные аранжировки Дюка Эллингтона для скрипки с оркестром. Собственному ансамблю родившегося в Румынии скрипача, композитора и альтиста тоже пятнадцать лет. Вторая скрипка, альт и виолончель часто меняют исполнителей, да и размер группы не всегда ограничивается четырьмя музыкантами.
После знаменитой Джульярдской консерватории Баланеску начал с исполнения Ксенакиса в Arditti Quartet. Однако быстро понял, что такой репертуар доставляет радость очень узкому кругу слушателей. Чтобы сделать свое искусство более массовым, но не потерять интеллектуальности, требовалось соединить классическую форму и современное содержание. Аранжировщик Баланеску создал большинство композиций для своих альбомов, помогал реализовать "классические" амбиции Pet Shop Boys и съездил вместе с ними в тур, сотрудничал с Дэвидом Бирном и спейс-рокерами Spiritualized, написал саундтрек к викторианской кинодраме Angels and Insects и еще паре десятков фильмов. В соавторстве с Раби Абу-Халилем написан альбом Arabian Waltz, в котором артист, известный своими миксами востока и джаза, нашел в Quartet опору для выхода в европейскую музыку, в ритм старого придворного танца.
В "переводе" Баланеску любители классики могут познакомиться даже с творчеством Kraftwerk. Переигрывая главных людей-роботов прошлого столетия, Quartet пользуется излюбленным приемом, требующим безукоризненного владения ремеслом инструменталиста – точно повторяет не только мелодии, но и всю фактуру, весь саунд немецких классиков. Восхищаясь Kraftwerk, Баланеску сравнивает их со Штокхаузеном, а также дает шанс понять свое увлечение поп-музыкой. Kraftwerk – комментаторы реальностии зеркало современности, а композитор-эмигрант через них воплощает в музыке свои наблюдения за родными Балканами.
Универсальность Баланеску отчасти связана с инструментами. Скрипка и альт в его руках, в принципе, могут звучать как бы "застегнуто на все пуговицы", академично, но он предпочитает "снимать с них галстук", что особенно проявляется в альбомах, где Quartet ищет музыкальные и генетические корни своего руководителя. Диск Luminitza, вышедший больше десяти лет назад, пропитан балканским вообще и румынским в частности духом. Maria T. добавляет в ту же музыкальную тему новое измерение. Мария Танэс в начале и середине XX века была музой Румынии: собирала в глуши песни, пела их в современных аранжировках густым и летящим голосом, напоминая Билли Холидей.
Постмодерновый аттракцион программы Maria T. – это караоке наоборот: живой струнный квартет и барабанщик подыгрывают записанному голосу румынской дивы. В нормальном караоке обычно поют пьяные любители, а играет музыкальный аппарат едва ли более мощный, чем у современного мобильного. У Баланеску, напротив, прекрасный воскрешенный голос суперзвезды соперничает в живости с полуавтоматическими инструменталистами-виртуозами. Известный в Европе медийный артист Клаус Обермайер – шестой участник проекта – дополняет звук картинкой, создаваемой в процессе: видеоартом из размноженных овец в пачках или огромным, как голова волшебника Гудвина, лицом Марии Танэс, парящим над великолепной четверкой. Пятый музыкант – поодаль за своей ударной установкой, и он не оправдывает ожиданий: любому понятно, что появление перкуссии в давно сложившемся постакадемическом инструментальном ансамбле – это "уход в эстраду", верх обывательщины. Но у Стива Аргуелля это не так – интеллигентный бит не то вписан, не то сымпровизирован так уместно, что совершенно уничтожает пошлость – ровно на границе между скупым стилем Джека де Джоннетте и румынским деревенским барабанщиком. Струнной группе благодаря композиторскому таланту лидера удается подчеркнуть фолк-ориентацию при помощи эффектной имитации духового ансамбля – получается "камерный Брегович".
Считается, что Баланеску любит переносить поп-музыку в весовую категорию классики. При этом ему удается считать легкими жанрами и Kraftwerk, и Марию Танэс. Впрочем, он вряд ли когда-нибудь снизойдет до Crazy Frog и Джессики Симпсон.