Этномеханика 2014
О мероприятии
Ежегодный смотр всевозможных, как Курехин любил, чудесатостей на фольклорных дрожжах. Ливанские мотивы с электроникой, каджун с гаражным роком, кубинские ритмы с серфовой гитарой, а до кучи группа The Retuses.
Фестиваль всяких чудесатостей с этническим флером, как гордо преподносят курехинцы, призван повышать уровень толерантности к культурам народов мира – а через это к представителям этих народов. Что характерно, на больную мозоль в этот раз и не наступают: коллективов с Украины, да и вообще с просторов пост-Союза, не ожидается. Первый день фестиваля почти целиком отдан на откуп российским артистам.
Москвичи со стажем «Рада & Терновник» некогда взяли Премию Сергея Курехина в номинации «Этно-Механика» за настоянный на диковинных травах этно-рок, где смешалось все, от северных напевов до шаманского психодела а-ля Grateful Dead. Бородачи в ушанках из разудалой питерской фолк-сборной «Отава Ё» регулярно озвучивают празднования Дня святого Патрика, а в этом году удостоились поездки на престижный форум фолк-музыки Womex. Этнограф Анжела Манукян из группы «Волга» достаточно поездила по деревням, собирая русские обрядовые мотивы и тексты тысячелетней давности, чтобы на их основе импровизировать – коллеги, прежде игравшие в «Ночном проспекте» и «Коррозии металла», облекают ее камлания в индустриальные одежки. Инди-фолкеры «МАЛОмало» надевают косоворотки ради выступлений в хипстерских барах и вводят в рок-инструментарий домру. А группу «Духовъ день» (не путать с одноименным коллективом из Калининграда) сколотили студенты училища имени Мусоргского, которым не зазорно русскую напевность сдобрить звуком армянского дудука. Единственные зарубежные гости 12 сентября – швейцарцы Mama Rosin, которые разбавят царящий славянский мелодизм мелодиями штатовского каджуна вперемешку с гаражным рок-н-роллом.
Следующий день несет несколько сюрпризов. Для начала, к этнике имеют не такое уж серьезное отношение The Retuses, ясноокие любимцы барышень с гуманитарных факультетов. Равно как и «Домино квартет», чья епархия – европейская и советская эстрада 1930–1950-х годов. Немногим строже в этом плане выступление португальского дуэта Dead Combo, который берет за основу португальский плач фаду, любимый у нас в варианте Сезарии Эворы, и замешивает его с джазом и музыкой из спагетти-вестернов. А в ночной программе будет сплошная танцпольная веселуха. Французы Acid Arab прикручивают к мотивам Северной Африки и Азии упругие техно-ритмы, бруклинская певица Шивани Ахловалиа скооперировалась с пионерами тропикал-бейса из Копенгагена Copia Doble Systema, чтобы зайтись в рейв-экстазе под бьющие под дых басы, а закруглит тропическую историю к утру норвежец DJ Copyflex. Кроме этого ожидается выступление питерского хип-хоп-продюсера Oligarkh, который на удивление органично замиксовывает церковные песнопения с трэпом.
На фоне громких слов о том, что и в глобальном мире корни свои надо чтить, а лучше и о чужих иметь представление, «Этно-Механика» делает славное дело. Корни не усохли, не волнуйтесь.