25 лет “АХЕ”
О спектакле
Юбилей красы и гордости питерского театра
Главный бренд петербургского театрального андеграунда возник в незапамятные, еще советские времена – у его истоков стоял выдающийся художник и теоретик театра Борис Понизовский, в те годы человек уже пожилой и многоопытный. Идеи «театра художника», в котором художественные объекты взаимодействовали бы по драматургическим законам, он вынашивал всю жизнь, а когда наконец появилась возможность их осуществления, Понизовский снайперски попал в европейский тренд. «Театр художника» тогда активно отвоевывал место под солнцем и в Европе. В 1995 году основатель «АХЕ» (впрочем, первое название театра было «ДаНет») скончался, и его дело перешло в руки двух одаренных и гиперактивных учеников – Максима Исаева и Павла Семченко, обладателей огромных бород, по которым их легко было отличить от скучно бритой нормативной творческой массы. Их странные спектакли, относившиеся к неведомому прежде жанру «инженерного театра», тоже ярко выделялись на фоне общей массы. Вместо традиционных бытовых мизансцен тут показывали загадочные манипуляции с предметами и средами, то напоминавшие шаманские ритуалы, то эксперименты на уроках физики. Первая оторопь почтеннейшей публики вскоре сменилась восторгами и премиями в России и за границей. Какие только сюжеты – от «Чайки» до «Фауста» – не воплощали в своих работах уникальные бородачи, однако культурным достоянием на государственном уровне так и не были признаны. Поэтому 25-летие справляют бездомными: четыре спектакля разных лет в честь праздничка сыграют на сцене гостеприимной площадки «Скороход», а премьеру – по приглашению Андрея Могучего – на малой сцене БДТ: под простеньким названием «Между двумя» – держитесь, чтобы не упасть, – скрывается «Тибетская книга мертвых».