“Вокруг квадрата”
О выставке
К оформлению “инвентаря пролетарского мирочувствования” приложили руку лучшие мастера русского авангарда – Малевич, Кандинский, Суетин. То, что должно было быть, и прежде было, “вокруг круга”,
стало “вокруг квадрата”.
Нерасписанные заготовки оставались в кладовых фарфорового завода еще с царских времен. В марте
1918 года Императорский (теперь Ломоносовский) завод был передан в ведомство Наркомпроса для производства фарфора «революционного по содержанию, совершенного по форме и безупречного по техническому исполнению. Так что советский агитационный фарфор 1918 1930-х часть глобального утопического проекта тех лет, предполагавшего переустройство мира и сознания нового человека. Он,
конечно, ест, этот человек. Но думает в это время об успехах в борьбе с проклятыми буржуинами, о том, каким клином бить белых, и о выдавливании из себя раба.
К оформлению инвентаря пролетарского мирочувствования приложили руку лучшие мастера русского авангарда Малевич, Кандинский, Суетин. То, что должно было быть, и прежде было, вокруг круга,
стало вокруг квадрата. Пастушки и трубочисты превратились в юных ленинцев. Но инструмент ожидаемой трансформации так и не стал тем, чего от него ждали идеологи и тем, чем его старались сделать художники, возможно, именно из-за уровня работавших с ним мастеров. Блюда, тарелки, чашки с революционными лозунгами, портретами вождей и супрематическими композициями, То ли для пиршеств грядущих,/ То ли для украшенья / Коммунальных жилищ» (Стратановский), почти сразу после создания превращались в экспонат международных выставок, предмет собирательства и лот на зарубежных аукционах. Теперь они выставляются в императорском дворце. Тотальное идеологическое противостояние выставочного помещения и экспонатов крайне характерно для истории предмета.