Тойбеле и ее демон
О спектакле
Герой пьесы, бедный помощник учителя Алхонон, не может и мечтать о благосклонности овдовевшей Тойбеле, владелицы бакалейной лавки. Но страсть подсказывает ему хитрый ход. Узнав, что воображение Тойбеле поразила история о еврейке, душой и телом которой овладел демон, Алхонон решается на отчаянный шаг и однажды ночью предстает Тойбеле в обличье демона Гурмизаха.
Впервые Тойбеле появилась на городской сцене в спектакле Владислава Пази в Театре на Литейном, роль исполнила Ольга Самошина. Та Тойбеле была в кружевной ночной рубашке, а на сцене возвышалась огромная кровать с горой подушечек. Галина Бызгу поставила совсем другой спектакль. В многомерном деревянном мире Тойбеле (Марины Солопченко) и ее демона (Сергея Бызгу) — березы, пеньки, лесенки и мостки. Там сыплется снег, мерцает огонь и плещется вода. Сценография Эмиля Капелюша как нельзя лучше подходит для истории, которая произошла не важно где и когда, для притчи. Герои, одетые в простые полотняные костюмы, существуют в этом мире настолько естественно, будто они прожили эту жизнь уже не один раз. Актеры уводят действие от еврейской темы, играя мужчину и женщину вообще. Солопченко мастерски показывает преображение скромной вдовы во влюбленную дьяволицу. Обаятельный Бызгу делает Гурмизаха мечтой любой женщины — страстным, веселым, неистощимым на выдумки. Зажигательные танцы, искрящееся веселье — то, без чего невозможно представить на сцене Бызгу, — лишь оттеняют прикосновение вечности, которое остро ощущается, когда смотришь спектакль. Тени архангелов с трубами и две маленькие белые бумажные фигурки — двойники героев — усиливают это ощущение. Трагический финал смягчается вселяющим надежду эпилогом. Взявшись за руки, герои медленно уходят. На голове Тойбеле — подвенечная фата. Счастье ждет героев в ином мире.
Герой пьесы, бедный помощник учителя Алхонон, не может и мечтать о благосклонности овдовевшей Тойбеле, владелицы бакалейной лавки. Но страсть подсказывает ему хитрый ход. Узнав, что воображение Тойбеле поразила история о еврейке, душой и телом которой овладел демон, Алхонон решается на отчаянный шаг и однажды ночью предстает Тойбеле в обличье демона Гурмизаха.
Впервые Тойбеле появилась на городской сцене в спектакле Владислава Пази в Театре на Литейном, роль исполнила Ольга Самошина. Та Тойбеле была в кружевной ночной рубашке, а на сцене возвышалась огромная кровать с горой подушечек. Галина Бызгу поставила совсем другой спектакль. В многомерном деревянном мире Тойбеле (Марины Солопченко) и ее демона (Сергея Бызгу) — березы, пеньки, лесенки и мостки. Там сыплется снег, мерцает огонь и плещется вода. Сценография Эмиля Капелюша как нельзя лучше подходит для истории, которая произошла не важно где и когда, для притчи. Герои, одетые в простые полотняные костюмы, существуют в этом мире настолько естественно, будто они прожили эту жизнь уже не один раз. Актеры уводят действие от еврейской темы, играя мужчину и женщину вообще. Солопченко мастерски показывает преображение скромной вдовы во влюбленную дьяволицу. Обаятельный Бызгу делает Гурмизаха мечтой любой женщины — страстным, веселым, неистощимым на выдумки. Зажигательные танцы, искрящееся веселье — то, без чего невозможно представить на сцене Бызгу, — лишь оттеняют прикосновение вечности, которое остро ощущается, когда смотришь спектакль. Тени архангелов с трубами и две маленькие белые бумажные фигурки — двойники героев — усиливают это ощущение. Трагический финал смягчается вселяющим надежду эпилогом. Взявшись за руки, герои медленно уходят. На голове Тойбеле — подвенечная фата. Счастье ждет героев в ином мире.