Михаил Карасик. “Четвертый сон Иосифа Сталина. Дворец Советов. Конкурс
О выставке
Мегаломанские фантазии сталинских архитекторов о Дворце Советов, грандиознейшнем утопическом проекте 1930-х.
Семнадцать цветных литографий в альбоме, алюминиевая обложка, стильный картонный футляр. Всего 15 авторских нумерованных экземпляров.
Михаил Карасик, предводитель Хармс-фестивалей и знаток авторской книги русского авангарда, обладает редким талантом. Парадоксальным образом все, что выходит из его рук, сочетает несоединимое – респектабельность и лоск вещи, сделанной "на целевую аудиторию", и верность ленинградской отвязно-абсурдистской традиции. Респектабельный абсурд – казалось бы, оксюморон. Но у него получается.
На этот раз исходным материалом послужили конкурсные проекты Дворца Советов, грандиознейшего утопического проекта 1930-х. Мегаломанские фантазии сталинских архитекторов Карасик погрузил в цветной сироп, в котором плавают также диковинные рыбы и морские коньки, саранча и мотыльки, капуста и репа, дирижабли и воздушные шары. Сироп, по версии автора, символизирует "воды истории". Сквозь "толщу времени" Карасик предлагает разглядывать сталинскую Атлантиду.
Куратор выставки Аркадий Ипполитов стал фактически соавтором проекта, сочинив для него захватывающий исторический фикшн, в котором Сталин предстает фараоном, а проектировщики Дворца Советов – толкователями фараоновых снов: "…великое дело было саботировано, так как архитекторы узнали, что выигравший конкурс, по старому русскому обычаю, должен был быть ослеплен после завершения строительства Дворца Советов. Проговорился же Мейерхольд, находившийся в Совете строительства, за что и был расстрелян. С тех пор Иосиф Виссарионович возненавидел интеллигенцию". Ипполитов выступил в редчайшем у нас искусствоведческом жанре, и текст затмил свой предмет.