“История Петропавловской крепости”
О выставке
Петропавловская крепость – главный исторический и архитектурный аттракцион, и для туристов, и для
аборигенов. Музей истории города постепенно осваивает потенциал исключительного места.
При входе – ангел со шпиля собора. Только без позолоты. Можно сопоставить размер с дистанционными
впечатлениями. Обычный для подобных экспозиций настенный фон – факсимиле чертежей и планов – дополнен для пробуждения интереса интерактивом. Рассмотрев материалы и инструменты, использовавшиеся в процессе строительства крепости, можно попробовать забить сваю, а также прокатить попутчика или попутчицу в тачке.
Петропавловская крепость – главный исторический и архитектурный аттракцион, и для туристов, и для
аборигенов. Музей истории города постепенно осваивает потенциал исключительного места. Лучшая музейная экспозиция города – в Комендантском доме, один из лучших детских музеев города – “Улица времени” – в Инженерном. На новой выставке крепость рассматривает в зеркале времени саму себя. Кому должница, кому родственница. Две мультимедийные программы – о строительстве собственно крепости и отдельно о соборе – помогут разобраться в подробностях.
Те, кто бывал на Суоменлинне в Хельсинки, знают, что крепость, в тех же широтах и почти современница Петропавловки, может выглядеть куда более брутально. Наша – скорее дипломатический аргумент в политической игре, чем реальный форпост. Справедливо, что ей не пришлось воевать. Но
задумывалась она Петром и его инженерами по последнему слову фортификационной моды. С помощью
интерактивного электрифицированного макета крепости можно удовлетворить много лет копившееся
любопытство и, наконец, понять, что значат в реальности все эти красивые, в основном французские, слова: равелин, бастион, куртина, аппарель, кавальер.
Наверху на антресолях, по соседству со свисающим с потолка воздушным шаром (смелый господин Бернардацци снимал с подобного первый вид Петербурга с птичьего полета) – несколько макетов, выполненных художниками специально для выставки. Только что усвоенные знания помогут оценить уровень инженерной мысли строителей крепости: макеты не без юмора и экспрессии изображают несохранившиеся мосты и внутреннюю плотину-ботардо с подводными воротами. Словарь-инсталляция наглядно демонстрирует, из какого арсенала архитекторы выбирали формы, какие элементы экспортировали в Россию в ходе строительства крепости. Барочное окно “бычий глаз” из этого набора-
конструктора – близкий родственник деревянным рельефам Конрада Оснера, снятым реставраторами с Петровских ворот. Возможность увидеть их так близко уникальна – рельефы не демонтировались даже во время войны.