Ретроспектива группы “AES+F”
О выставке
Русский музей открывает выставку-ретроспективу московской группы AES+F, одного из самых амбициозных проектов современного отечественного искусства.
Участие в Венецианской биеннале современного искусства предел мечтаний любого художника, вершина карьеры. Это ли стало поводом для ретроспективы? Время подводить итоги?
Мы не думаем, что в современном арт-мире есть какие-то абсолютные вершины. Как только восходишь на одну, открываются все новые и новые. Поэтому Венеция нас не остановит, а вопрос о выставке в Русском музее был решен еще до того, как мы узнали о своем участии в биеннале. И ретроспективой ее можно назвать только условно. Мы находимся в середине карьеры, когда, с одной стороны, уже что-то сделали, а с другой все самое интересное впереди. Поэтому в Мраморном дворце будет выставлен не один проект, как обычно, а несколько как старые, так и новые.
Какие именно?
Самое раннее живописные инсталляции начала 90-х "Патетическая риторика", "Декоративная антропология", "Детская библия". Их в России вообще никто не видел, они выставлялись только на Западе. Оказалось, что эти работы рифмуются с одним из последних проектов Last Riot. Его заключительная часть алюминиевые скульптуры, покрытые белой эмалью. На вид такой гигантский фарфор. Last Riot это кибер-эпос, повествующий о войне, где непонятно, кто с кем воюет. Это вроде бы война полов, но при этом не война мужского с женским, потому что действуют там андрогины современный смещенный гендерный тип, но одновременно они караваджиевские, барочные персонажи. Все это происходит в пространстве современных video-games.
Новых проектов вообще будет очень много. Огромная шестиметровая скульптура "Первый всадник", которую установят напротив памятника Александру III, китайская девочка в памперсе, верхом на динозавре. Такая городская достопримечательность, похожая, кстати говоря, на "Медного всадника". Будет что-то из конца 90-х, в том числе "Исламский проект".
Бронзовые скульптуры из проекта Action half life, которые тоже мало кто видел, они всего один день демонстрировались в московской галерее "Триумф", которая и курирует выставку в Мраморном.
К вашему "Исламскому проекту" многие относились с иронией, вплоть до 11 сентября 2001 года, когда оказалось, что он пророческий. Каким сейчас вам представляется будущее?
Действительно, до 11 сентября все с улыбкой разглядывали принты, где изображены западные столицы, оккупированные арабами. А после мы не только выслушали множество разного рода обвинений, но выдержали настоящую атаку со стороны журналистов. Самым наивным и довольно идиотским вопросом был: "А какой у вас следующий проект? Мы хотим узнать будущее". Мы не отвечаем на него. Если кто-то нас рассматривает как пророков, пусть внимательно разглядывает наши новые проекты.
Восприятие ваших работ очевидно неполно без знания художественного контекста и контекста современности. Какие художники или мыслители вдохновляют вас?
Живопись, в основном фигуративная, самых разных направлений и времен от Караваджо до Дейнеки.
Что касается философии: если в 80-е годы была какая-то определенная связь между трендами в философии и искусстве, то современность вовсе не обязывает художника работать в связке с мыслителем. Но мы очень любим философию и получаем от нее удовольствие как от поэзии, наверное.
К тому же есть необходимость держать некую форму и быть в курсе определенного слоя современного мышления.
Подпитка же идет не столько от классической философии, сколько со стороны постфилософии, которая рассеяна в разного рода литературе. Вдруг возникают такие люди, как Мишель Турнье, Паскаль Киньяр, писатели, которые философию впитали и ею активно пользуются.