Варвара Шаврова. “Границы”
О выставке
Два мифических чудовища, дракон и медведь в вечной спячке – Китай и Россия – встречаются в рассказываемых Варварой Шавровой сказках.
Началось все с рассекреченных карт американского Министерства обороны с пометками для пилотов, очерчивающими запретные зоны летать нельзя, угроза обстрела. Русско-китайская пограничная территория линия напряженного давления друг на друга геополитических колоссов заинтересовала художницу не с точки зрения политики, скорее как материал для красивой истории.
Два мифических чудовища, дракон и медведь в вечной спячке Китай и Россия встречаются в рассказываемых Варварой Шавровой сказках не в сражении. Они снятся друг другу. Шаврова погружает зрителей в эти сны с помощью инсталляций, используя фото, видео и графику. Километры видеодороги убегают из-под колес автобуса, пересекающего границу.
Фото и видеооптика увеличивает мелкие подробности. Люди в спальных мешках как будто сброшены с неба в неизвестность. Человеческие темпераменты отражаются в ландшафтах терпеливые китайцы трясутся в вагоне, поглощая километры литрами: Харбин-Благовещенск. Пересечения ломаных линий на старых картах похожи на кракелюры древней керамики или трещины на пересохшей земле. Панорамы пейзажей зеркально повторяются: вдох-выдох. Эпическое дыхание пространства накрывает покосившиеся домики на русской стороне, излишки щедрой географии. Шаврова орудует громадными глыбами осколками мифов и мегаисторий. Но она как будто оперирует ими в невесомости: толкнул легонько пальцем и здоровенная скала полетела в глубины вселенной.
Это первая персональная выставка в России молодой художницы, выросшей в Москве, начавшей карьеру в Лондоне и переехавшей в Китай. Ее тотальная инсталляция показывает, как сходятся над головой "маленького человека" две похожие друг на друга силы канцелярская безжалостность государства с его графиками и циркулярами и вселенское безразличие природы с ее горами и водами. И та, и другая смотрят как будто с самолета, а человечки из немытых окон вагонов и автобусов.