XV Международный фестиваль “Звезды белых ночей”: “Тоска” Пуччини
О спектакле
Премьера оперы “Тоска” Пуччини состоится в Мариинском театре с участием одной из лучших исполнительниц главной партии – Марии Гулегиной.
Премьера оперы "Тоска" Пуччини состоится в Мариинском театре с участием одной из лучших исполнительниц главной партии – Марии Гулегиной. Не один оперный театр Европы и Америки стремится заполучить ее на эту роль. В Петербург певица приезжает спустя год после участия в опере "Набукко" на прошлом фестивале "Звезды белых ночей".
Какой по счету будет ваша "Тоска" в Мариинском?
Если честно, я не знаю. Лет пять тому назад кто-то взялся посчитать – получилось около 200. Были годы, когда я в основном пела только Тоску – спектаклей 30 в год.
Вы досконально знаете эту оперу. Наверное, приедете на репетиции только накануне премьеры?
Нет, я приеду раньше, потому что хочу, чтобы спектакль был поставлен с учетом моих возможностей. Влезать в постановку, которая сделана на кого-то другого, – все равно что влезать в чужое платье. И думаю, что это правильно, чтобы не слегка гастрольнуть, а чтобы эта "Тоска" осталась в памяти. Это выстраданная мной опера, поэтому мой опыт тоже может пригодиться режиссеру. Мне не терпится поскорее приехать, потому что очень понравилось работать с Валерием Гергиевым на прошлом фестивале в опере "Набукко". Это было незабываемо – как вулкан, как тайфун!
Политический контекст в "Тоске" вам не мешает?
Меня как Тоску он совсем не интересует. По этому поводу есть заморочки только у мужчин -с их отношением к бизнесу и политике. Для женщины в жизни не существует ничего дороже, чем взгляд любимого. Для Тоски дороже Каварадосси ничего нет. Все остальное – политика, история с Анджелотти, победа Бонапарта – для нее лишь постольку поскольку.
Все ее существо – в любви. По-вашему, Тоска – какая она?
Это девочка – ей 18 лет. В Метрополитен Опера на первых репликах моей героини публика в зрительном зале смеется. Моя Тоска – ревнивая и наивная девочка, которая выросла в монастыре, не знает жизни, поэтому ее любовь к Марио Каварадосси искренняя и чистая, – она свято верит в эти отношения.
Но вот появляется Скарпиа со своими домогательствами… И Тоска не понимает, что это такой жестокий театр.
А к Скарпиа у Тоски не возникает ли чувств больших, чем вежливость?
В каждой постановке решают по-разному. Если рядом красивый и видный мужчина, как, например, Руджеро Раймонди, Джеймс Моррис или Лео Нуччи, это, конечно, оттачивает характер Тоски, показывает, как сильно влюблена она в своего Марио – иногда толстенького, маленького, но своего тенора.
А среди ваших партнеров-теноров какие любимые?
О-о-о! Человек 10-15. Но я так не смогу – по номерам; кроме того, получится внушительный список. За редким исключением, со всеми, с кем я пела "Тоску" и не только, у меня были очень хорошие отношения. Очень много я пела с Лучано Паваротти, Джузеппе Джакомини и с Плачидо Доминго (с ним – и как с певцом, и как с дирижером). Блистательный тенор, с которым мы имели невероятный успех, при том что пели почти без репетиций, – Нил Шикофф. Конечно же, я пела и с Хосе Кура: он очень хороший актер и гибкий партнер.
А как вы играете убийство?
Я не играю убийство! Я вообще ничего не играю: мне само слово "игра" неприятно. Играют в теннис, футбол, а в театре проявляют жизнь своего персонажа. Я постараюсь убедить, что Тоска убивает Скарпиа в состоянии аффекта, – она не может убить злодейски. Во-первых, у мужчин хорошая реакция и перехватить нож – дело плевое. Во-вторых, и это самое главное, Тоска как религиозная девушка не может убить человека. Об этом и в опере написано. Но когда отвратительная морда Скарпиа оказывается совсем близко, она хватает нож инстинктивно – из чувства самозащиты.
Можете назвать лучшую "Тоску" в вашем исполнении?
Сдавать меня в музей еще рано. Я вижу себя в начале карьеры, в начале возможностей. Одно дело, когда ты совершаешь первые шаги, другое – когда начинаешь ходить, а нужно еще научиться танцевать, а потом и летать над сценой. Поэтому моя самая лучшая "Тоска" еще впереди.