“Круг художников”
О выставке
“Умеренные авангардисты” или “советские романтики” – золотой фонд ленинградской живописи.
Художественная жизнь Петрограда-Ленинграда 1920-х годов напоминает химическую лабораторию, где пузырятся субстанции, переливаясь из одной колбы в другую. Различные объединения образовывались и распадались с такой активностью, что даже самый дотошный специалист не в состоянии воспроизвести всю цепочку формул. Тем интереснее пытаться вычленить в теперь уже музейных объектах — картинах, скульптурах, графике, – какие ингредиенты вступили в реакцию в каждом конкретном случае.
"Круг художников", основанный выпускниками ВХУТЕИНа в 1926 году, – одно из самых интересных явлений этой лаборатории. Его называют советским романтизмом или умеренным авангардом. "Больших" имен здесь почти нет. Из заводил — Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Давид Загоскин, Александр Самохвалов — более всех известен последний. Его брутальные метростроевки и спортсмены демонстрировали новую породу советских людей на международных выставках. Пахомова знают по нравоучительным иллюстрациям к детским книжкам. Пакулина — по уникальным блокадным пейзажам. Холсты и рисунки этих и других круговцев сегодня ценят за индивидуальный почерк и мастерство.
Между тем в манифестах "Круга" верной дорогой к зрителю объявлялся коллективизм. На практике это означало диспуты, разборы работ, "товарищескую критику" и даже "метод коллективного руководства непосредственно в процессе работы члена общества над холстом". Круговцы азартно искали "стиль эпохи", противопоставляя его "вкусикам направленчеств и "измам".
Боролись они в первую очередь с "литературщиной" наступающего соцреализма. А в качестве оружия пытались использовать тончайшие художественные средства из "наследия эпох" – колорит, поэтичность, эскизную динамику работ. С таким арсеналом держать круговую оборону у обвиненных в формализме художников получилось недолго. В 30-м году от общества отвалились значительные силы, а в 32-м партийным указом все объединения были закрыты, родился Союз художников.
Самое же интересное вот что: сюжетно произведения "Круга" вполне лояльны пролетарскому государству. Но сегодня их творчество может рассматриваться как уникальный пример сопротивления насилию на тонком уровне — в слое таких невесомых материй, как стилистика и художественное качество изображений.