Мария Стюарт
О спектакле
Конфликт двух особ неизбежен и типичен не только для эпохи романтизма, которой принадлежал Шиллер, но и для современных офисных войн в каком-нибудь PR-агентстве. Правда, сейчас не так просто отправить кого-нибудь на эшафот.
В «Марии Стюарт» Фридрих Шиллер, задолго до появления психоанализа и феминизма, показал два основных женских типа. Мария — притягательная красавица и чаровница, ради которой мужчины готовы совершать государственные перевороты. Для нее женственность — главное оружие, и пользуется она им с меткостью Робин Гуда. Как писал Иосиф Бродский в «Двадцати сонетах к Марии Стюарт« — »В своем столетьи белая ворона, для современников была ты бь„. Современники отплатили — не особо возмущались, когда красавице отрубили голову по приказу Елизаветы Английской. Та была противоположностью Марии — „железная леди“, умная, иногда циничная. Для нее „первым делом государство, а мужчины потом!“. В истории Елизавета удостоилась титула „королевы-девственницы“. Но, по еще одному утверждению Бродского, — от Шиллера истории влетело.
В пьесе Елизавета все-таки влюблена, а в Стюарт видит не только покусительницу на трон, но и счастливую соперницу в сердечных делах. Для этого Шиллер даже скорректировал возраст главной героини, сократив его вдвое — до 25 — и сделав молодость еще одним преимуществом Марии. Елизавета должна скрывать личную ненависть к шотландской королеве как проявление излишней слабости. Конфликт двух особ неизбежен и типичен не только для эпохи романтизма, которой принадлежал Шиллер, но и для современных офисных войн в каком-нибудь PR-агентстве. Правда, сейчас не так просто отправить кого-нибудь “топ-топ на эшафот».
Обычно бенефисные роли Марии Стюарт и Елизаветы Английской достаются ведущим актрисам труппы. Например, в «Современнике» в «Играем Шиллера!» Римаса Туминаса Елизавету играла Марина Неелова, а Марию Стюарт — Елена Яковлева. Но главный режиссер БДТ им. Г. А. Товстоногова Тимур Чхеидзе, взявшийся за «Марию Стюарт», как и Туминас, после лермонтовского «Маскарада», решил рискнуть. Заглавная роль — у дебютантки Ирины Патраковой.
В «Стеклянном зверинце» («Приют Комедианта») молодая актриса играла мать двух взрослых детей, живущую иллюзиями, и отсутствие жизненного опыта у актрисы компенсировалось излишней истеричностью на сцене. Зато в «Веселом cолдате» Тростянецкого Патракова, наоборот, изящно сыграла призрак монашки, когда-то ради спасения племянника отдавшейся концлагерному конвоиру. То, что Патракова играет Марию Стюарт, дает надежду: в БДТ наконец-то вспомнили про молодежь и решили «зажечь новые звезды». А Елизавету играет опытная Марина Игнатова, запомнившаяся по роли Федры в одноименном спектакле Григория Дитятковского.