Шестой Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой
О спектакле
Два тура из трех публика сможет вместе с жюри слушать конкурсантов бесплатно.
В жюри Шестого международного конкурса молодых оперных певцов имени себя примадонна русской оперы Елена Образцова вновь собрала тех, кто составил славу мировой оперы в 1960—90-х годах. Приедут такие дивы, как Тереза Берганса и Ева Мартон. Будет сама Криста Людвиг, не единожды певшая под управлением великого маэстро Герберта фон Караяна. В течение 10 дней им предстоит услышать более сотни голосов из разных стран мира, чтобы найти певца-универсала, которому под силу и небольшую вокальную безделицу ювелирно отточить, и трехчасовую оперу вынести. Два тура из трех публика сможет вместе с жюри слушать конкурсантов бесплатно.
Только на двух из ваших пяти конкурсов были вручены Гран-при. Не подскажете, как спеть, чтобы его завоевать?
Можно, конечно, сказать, что для этого нужен голос, его техническая оснащенность, исполнительское мастерство, талант. Но главное, чтобы при рождении Господь поцеловал.
Этот поцелуй может оценить жюри?
Такое, как правило, споров не вызывает.
А красота конкурсантов имеет значение?
Красота? Это было бы очень хорошо. Не люблю, когда на сцену выходят шкафы. Но если у не очень ладных певицы или певца большой красивый голос, им можно простить все.
Проигравшие вам плачутся?
Никто не плачет. После каждого тура всем предлагается встреча с членами жюри. Участники подходят к любому из них и получают исчерпывающие ответы.
Истерики бывают?
Никогда. Молодые певцы понимают, что судейство очень профессиональное, что в случае победы их ждет премия, и если они споют лучше всех — они ее получат.
Но выдержать испытание жюри, в котором собраны знаменитости прошлого, непросто. Как удается заполучить этих звезд?
Я собираю своих друзей, коллег по сцене, с кем пела на протяжении своей международной карьеры, которой в следующем сезоне исполнится 45 лет. Они приезжают ко мне с удовольствием — не за бешеными гонорарами, но из любви к музыке, искусству, ко мне. В свободные минуты мы вспоминаем молодость, совместные выступления. Для членов жюри между напряженными прослушиваниями мы устраиваем культурную программу —показываем Петербург, дворцы в пригородах. А получают они полторы тысячи долларов — на мелкие расходы.
При обсуждении участников, наверно, разгораются жаркие споры?
Споров почти не бывает: все мы большие профессионалы и почти не ошибаемся. Вкусовщиной не страдаем: оцениваем исключительно объективно и беспристрастно.
На каком языке происходит обсуждение?
На итальянском — как во всем мире в оперном сообществе.
Известные люди приглашаются в жюри и для популяризации конкурса на Западе?
Я такой цели не преследую. Мы еще не вошли в Международную ассоциацию конкурсов. Хотя везде о нашем конкурсе знают. Этих людей я приглашаю, чтобы дать дорогу молодым певцам как из России, так и из-за рубежа. Если жюри с экспертами такого уровня оценивает первые премии — это уже отличная путевка в жизнь. Как правило, те, кто получает премии на моем конкурсе, имеют впоследствии серьезные ангажементы по всему миру.
На ваш конкурс приезжает мало конкурсантов из Европы и Америки. Может быть, чего-то боятся?
Из Америки — очень далеко, кроме того, наш конкурс совпадает по времени с другими — зарубежными — конкурсами такого ранга. Молодые предприимчивые певцы выбирают конкурс поближе, чтобы не тратиться на дорогу. Но очень заинтересованные все равно едут. Еще причина в том, что во всем мире знают — у нас очень сильные голоса, мощные и классные. Если же чего-то и боятся, то, наверно, такого представительного жюри, равное которому трудно где-либо найти.
Вы рассказывали, что проблемы проигравших, по мнению жюри, — плохое знание языков и недостаточное чувство стиля. А что такое «чувство стиля»?
Немецкая, французская, русская, итальянская музыка требует разной исполнительской манеры. Для этого нужно знать особенности каждой из них. Я, например, когда стала ездить за границу, не имея особенно красивых вещей, начала с того, что покупала диски. Когда привозила их домой, мамочка говорила: «Дурочка ты, лучше бы оделась хорошо». А мне хотелось понять, что такое международный стандарт, к которому надо стремиться.
Чего не хватает тем, кто хочет быть стильным?
Культуры! Сегодня многие перестали читать, слушать музыку, интересоваться историей. Голос — как купленная скрипка, допустим, Страдивари: на ней еще надо научиться играть и извлекать божественные звуки. Дар нужно отработать.