Шостакович. Сюита на стихи Микеланджело, Пятая симфония
О мероприятии
Сюита Шостаковича на стихи Микеланджело Буонарроти – вещь камерная,
оригинал с фортепиано. Но через нее проступает большой и поздний стиль, который так и просится на
оркестр.
Как у всякого большого вокалиста, у Дмитрия Хворостовского есть своя публика. Она обожает не только
его голос и репертуар, но и сценический имидж вечно молодого человека, умудренного жизнью:
благородная седина и несколько страдальческая манера пения. Хворостовский – универсальный певец. Не
по музыкальным пристрастиям – они достаточно традиционны и надежны: белькантовые оперные арии,
русская классика, русские же народные песни, Свиридов, Шостакович, – но по своему певческому
модусу. Вырастив в себе большой оперный инструмент, он так выделал и разнообразил его, что равно
убедительно выходит петь с оркестром и отоваривает немецкую Lied. Вот в этот раз и можно будет
прочувствовать силу универсализма Хворостовского, который помнит про камерную премудрость, даже
перекрывая сотню инструментов.
Сюита Шостаковича на стихи Микеланджело Буонарроти (в переводах Абрама Эфроса) – вещь камерная,
оригинал с фортепиано. Но через нее проступает большой и поздний стиль, который так и просится на
оркестр, в просторный зал, к тысячной аудитории. Не зря Шостакович вскоре оркестровал эту вещь. Про
скрижали Моисеевы как-то сказали: мол, чего так мало заповедей? – а вы пробовали выбить на камне
что-нибудь лишнее? Примерно то же с микеланджеловским циклом. В предпредпоследнем сочинении (после
были только инфернальные “Четыре стихотворения капитана Лебядкина” и Альтовая соната) Шостаковичу
не до арабеска, не до орнамента. Он и раньше умел кратко сказать о главных вещах; теперь же, видя
тьму в конце тоннеля (атеист все же) и имея мало времени и сил до ее наступления, он, вероятно,
был принужден к особому лаконизму. Делать на сцене такую интровертную музыку очень трудно.
В другом отделении Юрий Темирканов и ЗКР сыграют Пятую симфонию Шостаковича – его самую известную
музыку, кроме разве первой части Седьмой. Кто знает, может быть, именно ослепительный классицизм
Пятой спас Шостаковича в 1937 году от высочайшего остракизма после Четвертой и “Леди Макбет
Мценского уезда”. Возможно, не будь Пятой, не было бы больше ничего. И Шостакович дорого заплатил
за этот пожизненный творческий мандат. Цена, однако, не была чрезмерной. Власть перековала
художника, но не идеологически, а в плане стиля – и, перековавшись, художник нашел способ говорить
о власти и мимо власти все, что он хотел. В музыке Пятой есть что-то ритуальное, есть отступление и
отказ. Другое дело, что теперь слушатель “не помнит” о них, а слышит симфонию как монолитный идеал.
Оркестр, не говоря уже о Темирканове, знает симфонию наизусть; результатом может оказаться и “еще
одна Пятая”, и подлинный ритуал.