Король-олень
- Режиссер/Постановщик
- Григорий Дитятковский
О спектакле
Хотя потенциальные зрители стали значительно старше, спектакль ориентирован на уровень восприятия двенадцатилетнего ребенка
Театральные сплетники поговаривали, что режиссер Геннадий Тростянецкий мечтал поставить классическую фьябу Гоцци «Король-олень» несколько лет и даже предлагал сделать спектакль в ТЮЗе им. А.А. Брянцева. В итоге премьера состоялась в Молодежном театре на Фонтанке. Но хотя потенциальные зрители стали значительно старше, спектакль ориентирован на уровень восприятия двенадцатилетнего ребенка. На этот раз известный нестандартными ходами режиссер не стал придумывать ничего оригинального. Все действие происходит на длинном подиуме, декорации меняются «по-тюзовски» — с помощью перетягивания разноцветных полотнищ. Одетые во все белое — от масок до туфель — актеры похожи на марципановые фигурки пастушков и пастушек. С их помощью режиссер разыгрывает невинную пастораль. Только место действия — не зеленый луг, а лесная чаща. Положительные герои «незапятнанны» от первых минут и до финала, а единственный отрицательный персонаж не способен скрыть гнусной ухмылки, даже закрыв лицо маской. История женитьбы короля Дерамо известна зрителям прежде всего по фильму «Король-олень» с Юрием Яковлевым в роли молодожена и Сергеем Юрским в роли его мерзопакостного наперсника Тартальи. Существуй тогда MTV Movie Awards, Юрский точно получил бы премию «За лучшего злодея». Дерамо (в спектакле — Андрей Кузнецов) проводит кастинг невест среди дочек придворных. У него есть каменный болван (в спектакле Тростянецкого — огромная маска) — прообраз детектора лжи, начинающий гнусно смеяться над неискренними барышнями. Единственная девушка, прошедшая испытание — Анджела (Марина Ордина) — любима и Тартальей (Алексей Одинг). Он заманивает короля в пущу и с помощью сказочного трансфера переселяет свою душу в тело Дерамо, а душу Дерамо — в тело убитого оленя. Но тот спасается от пули, вселившись в клошара преклонных лет. Зрителям остается ждать, заметит ли прелестная Анджела подмену. В «Короле-олене» Тростянецкого испытание происходит скорее для ума, чем для души. Самая интересная актерская задача — сыграть по очереди два образа Дерамо и Тартальи. Сначала быть возвышенным и добрым, потом лживым и циничным. Но сделать это так, чтобы подмена стала заметной не сразу. Режиссер упростил задачу: Алексей Одинг, совершив свое преступление перед антрактом, выходит во втором действии в костюме Дерамо. И тут же, не меняя выражения Тартальи, мстит каждому, кто успел перебежать ему дорогу в первом действии. Можно только удивиться слепоте придворных, которые от ужаса перед надвинувшимся террором скидывают свои маски, при этом считая маски других главным признаком человека и не замечая, что их хозяин изменился. Только Анджела, как Шарлиз Терон в «Жене астронавта», догадывается, что в оболочке мужа ей подсунули субстанцию иного свойства. Но, видя злого в красивом, увидеть доброго в некрасивом ей сразу не удается. Чтобы опознать мужа в неаппетитном бомже, ей необходимо услышать от него пару интимных подробностей. Герои, сняв маски, ведут себя абсолютно так же, как и в них. И это наводит на грустные размышления о том, что «кукольные» отношения строят не только сказочные герои, но и обычные люди. Смешные персонажи в «Короле-олене» привлекают больше изящных. Периферийная троица Смеральдина, Бригелла и Труффальдино с комическими репризами в духе Молодежного на Фонтанке радует публику больше, чем пафосные главные герои. Интересна и Клариче в исполнении Юлии Шубаревой. Ей единственной в спектакле удается сыграть разницу между героем в маске и без. Хорошенькая куколка в начале, скинув белоснежную личину, она превращается в несчастную дочку, искренне переживающую гибель отца. А когда он в финале превращается в плюшевого дракона, так нежно обнимает его за шею, что Тарталью становится немножко жаль.