«Шинель М»
О спектакле
Масштабный перезапуск спектакля «Шинель М» от МЭД объединения Юрия Смекалова. Новаторский подход Мейерхольда, оммаж которому задумала постановочная команда, вновь двигает постановку вперед. Зрителей ждет уже знакомая и нашумевшая премьера, объединившая драму, современную хореографию и оригинальную музыку композитора Вартана Гноро, которая в «Лахта Холле» «зазвучит» совершенно по-новому.
Из уютного пространства Новой сцены Александринского театра — на тысячную арену, которая «дышит» концертами и спортивными мероприятиями. Сможет ли эта локация стать органичной изящному театральному действу? Вызов!
Станьте свидетелями нового творческого поиска МЭД объединения в виде временной «смены прописки» спектакля. Благодаря этому новаторству зрители увидят иной формат постановки, которая станет важным событием культурной жизни Санкт-Петербурга.
24 артиста драмы и балета, среди которых Лаура Пицхелаури, Илья Дель, Александр Новиков, Сергей Азеев, Виталий Куликов, Олег Габышев, Александр Челидзе, Мария Ширинкина, Дарья Ионова, Юрий Смекалов. Уникальная площадка «Лахта Холл», переосмысленная сцена-арена, крупные планы актеров на медиа-кубе, удивительное сопрано и живая музыка в исполнении камерного ансамбля.
О чем спектакль
1924 год. Режиссер Всеволод М репетирует свой новый спектакль по гоголевской «Шинели». Он смотрит на историю Акакия Акакиевича через призму личных переживаний. Им владеют две страсти — любовь к женщине, изменившей его жизнь, и поиск нового подхода к работе с актерами через «биомеханику».
Всеволод не согласен с критиками, заклеймившими Башмачкина «маленьким человеком». История Акакия — это драма незрелого героя, столкнувшегося с испытанием первой большой любовью. Но у него не было шанса пережить потерю шинели и полюбить во второй раз. Комбинация музыки, танца и звучащего слова помогает режиссеру раскрыть истинные чувства героя и изменить финал его истории. Чтобы дать Башмачкину и зрителям надежду, что любовь может случиться снова.
«Биомеханика» Мейерхольда и вдохновение Тарантино
Юрий Смекалов, ген. продюсер, режиссер и хореограф-постановщик спектакля: «Не скрою, я вдохновлялся Тарантино, который умеет вмешиваться в ход истории, переосмысливая ее сюжетные линии. Мы переосмыслили Гоголя в формате “если бы его «Шинель» ставил Мейерхольд, то финал точно был бы иным”. И наша постановка — это рассуждение именно об этом.
И конечно, нам очень хотелось поработать с методом «биомеханики» Мейерхольда. Сейчас это некий артефакт, пережиток, но на мой взгляд, это интересно и важно, так как помогает нам понять целую эпоху. В спектакле происходит очеловечивание предмета. «Шинели» с разными воротниками преображаются в танцовщиц разных стилей. Неодушевленный предмет приобретает уникальную человеческую окраску, что усиливает лирическую линию спектакля. Хореографически мы это решаем именно при помощи метода Всеволода Эмильевича. При этом известный всем текст «Шинели» Гоголя остается для нас абсолютно сакральным. Наша задача состоит в том, чтобы зритель вместе с нами ощущал эту сакральность, помня фразу: “Все мы вышли из гоголевской шинели”».
«Шинель» — это про любовь
Александр Злотников, соавтор идеи и сопродюсер спектакля, меценат проекта: «Наша «Шинель» — это про любовь. Мы хотели показать, что в процессе взросления, сталкиваясь с миром, первой любовью, разочарованиями и пропастью между «я» и «другой», нам всем даны: надежда, помощь и свет добра и любви».
Музыка и голос любви и надежды
Вартан Гноро, композитор спектакля, музыкант: «Передо мной стояла задача написать музыку для спектакля, которую мог бы исполнять камерный ансамбль. Уже тогда было понятно, что мы будем экспериментировать с форматами спектакля, с точки зрения состава музыкантов нужна была мобильность. Были выбраны четыре инструмента — два струнных и два духовых — и голос, чтобы получить максимальную палитру тембров. Итог: скрипка и виолончель, труба и кларнет, и сопрано. Голос — это не конкретный персонаж, он не связан с сюжетной линией. Это голос любви и надежды. Голос нашей Шинели».
Драматическая линия
Илья Дель, режиссер драматических сцен спектакля, актер: «На площадке «Лахта Холла» спектакль будет совершенно иным. Для меня важно органично и деликатно изменить подачу и пластику. Будем укрупнять нюансы, делать детали более объемными, чтобы постановка выигрышно смотрелась в таком пространстве, стала более яркой. Для меня в театре не существует разделения на драму и пластику, я придерживаюсь телесного включения в персонаж. При подготовке «Шинели М» мы вместе с Юрием подробно и щепетильно изучали каждого героя, придумывали походку, пластику, мимику. Поэтому сейчас перед нами стоит задача адаптировать уже имеющуюся фактуру к новой форме, вывести спектакль на новую орбиту».
Музыканты и артисты балета и драмы на одной сцене
Акакий Б — Виталий Куликов/ Виталий Гудков
Всеволод М — Илья Дель/ Иван Батарев/ Сергей Азеев
Портной — Юрий Смекалов/ Олег Габышев
Шинель Кошка — Дарья Ионова/ Мария Ширинкина
Зинаида Р — Лаура Пицхелаури/ Елена Калинина
Старый капот — Александр Челидзе/ Роман Андрейкин
Русский мороз — Григорий Попов/ Павел Гасимов
Шинель Бобёр — Ирина Поскоркова
Шинель Белка — Юлия Кобзарь/ Татьяна Ткаченко
Шинель Лиса — Александра Сергеева
Шинель Кролик — Анна Кузнецова
Шинель Куница — Злата Ялинич/ Дарья Пластун
Шинель Собака — Дарья Нарицына
Значительное лицо — Александр Новиков/ Виктор Минков
Начальник департамента — Антон Леонов
Чиновник 1 — Артём Кисаков / Богдан Гудыменко
Чиновник 2 —Евгений Шолков/ Павел Филиппов
Чиновник 3 — Лёня Нечаев / Сергей Азеев
Музыканты и солисты:
Сопрано — Гелена Гаскарова/ Екатерина Фенина
Скрипка — Нина Москвина
Виолончель — Екатерина Травкина
Труба — Игорь Ремизов
Кларнет — Тимофей Кашалаба/ Тимофей Матвеев
Барабаны — Владимир Маслов
Оценка критиков
Ольга Федорченко, «Балетный Петербург»: «Очень петербургский спектакль. Петербург отзывается в оградах каналов и фонарях; в зыбкой чиновничьей фантасмагории, выросшей, кажется, из сумрачных картин Павла Федотова; в образах знаменитых питерских хармсовских старух, которой оборачивается вертлявая смешливая Зиночка Р., брюнетка-антипод Мэрилин М. Здесь тихо булькает некая забродившая субстанция из карабкающейся и осыпающейся чиновничьей вертикали, возглавляемая Значительным лицом. Обещанная Юрием Смекаловым надежда, несомненно, есть».
Александр Максов, «Музыкальные сезоны»: «Можно долго размышлять над этим «атмосферным», полным энергии, спектаклем, рассуждать, в какой степени он отразил Гоголя в изображении чудовищной действительности и жестокой правды жизни. Важно другое — возникшее внутреннее ощущение. Благодаря самозабвенной игре актеров просмотр смекаловской «Шинели» не избавляет от умственного или морального беспокойства. И вы соглашаетесь с тем, что декларация о мастерстве создателей и участников спектакля не просто слова, а реальное движение к новому опыту и новым горизонтам сценического искусства».
Ольга Угарова, журнал «Балет»: «Смекалов в своей новой работе не просто соединяет тело и текст, танец и драматический театр, он их перемешивает в одном безумном котле, чтобы можно было ощутить кожей, что происходит в театре и душе режиссёра Всеволода М».
Что такое Творческое объединение МЭД
Независимое творческое объединение под руководством хореографа, режиссера и продюсера Юрия Смекалова. С 2015 года МЭД выпускает спектакли на стыке танца, музыки и изобразительного искусства в уникальных коллаборациях постановщиков и артистов. Среди проектов МЭД: «Солярис» и «Три товарища?» (Театр на Садовой), «1234» (Вторая сцена БДТ), Infinita Frida (Александринский театр)
Создавать оригинальные произведения нам помогают три ключевых принципа, отраженные в названии: Мастерство профессионалов, которых мы объединяем; Эксперимент в коллаборациях и творческих вызовах для участников каждого проекта; Движение к созданию нового театрального опыта для создателей и зрителей наших проектов.
Команда спектакля:
Выпускающая компания проекта — МЭД объединение Юрия Смекалова
Генеральный продюсер, режиссер и хореограф-постановщик проекта — Юрий Смекалов
Соавтор идеи и сопродюсер проекта — Александр Злотников
Соавтор идеи, режиссер и хореограф-постановщик — Юрий Смекалов
Композитор — Вартан Гноро
Режиссёр драматических сцен — Илья Дель
Художник-постановщик — Елисей Шепелёв
Художник по костюмам — Сергей Илларионов
Художники по свету — Константин Бинкин, Ксения Котенёва
Художник по гриму — Ольга Костенецкая
Ассистент хореографа — Елена Чурилова
Ассистент режиссёра — Ирина Эстерлис
Ассистент художника по костюмам — Анастасия Одинокова
Фотограф — Юлия Михеева
Видео — Павел Скворцов, Арсений Николаев, Павел Ашин
Адрес: «Лахта Холл», Санкт-Петербург, Приморский пр., 80
Билеты — на сайте.