Выставка «Борис Угаров. К 100-летию художника»
О выставке
В парадных залах Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств открылась выставка произведений Бориса Угарова, посвященная 100-летнему юбилею художника. В экспозиции представлено более 150 живописных работ из коллекций музеев и собрания семьи Б. Угарова.
Борис Сергеевич Угаров родился в Петрограде 6 февраля 1922 года. С детства проявлял интерес к изобразительному искусству, занимался в художественных студиях. В 1941-м, в год окончания школы, добровольцем ушел на фронт, участвовал в боях на Ленинградском, Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке. Именно в тяжелые военные годы Борис Угаров осознал, что искусство – его призвание и что он обязательно станет художником. В 1945 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учился на живописном факультете в мастерской монументальной живописи под руководством И.Э. Грабаря, у В.М. Орешникова (живопись) и А.А. Мыльникова (рисунок). После окончания аспирантуры в 1954 году Угарову была присвоена ученая степень кандидата искусствоведения. С 1975 года – председатель Ленинградской организации Союза художников, в 1977 году возглавил Институт им. И.Е. Репина, с 1983 года – президент Академии художеств СССР. Вся творческая жизнь Б.С. Угарова была связана с Академией; он остался в памяти своих учеников и коллег не только как замечательный педагог, но и как крупный общественный деятель.
Угаров – выдающийся мастер русской живописной школы второй половины ХХ века, автор исторических полотен: «В колхоз. 1929 год» (1955), «Октябрь» (1964), «Возрождение» (1980).
Всенародное признание получила его картина «Ленинградка. В 1941-м» (1961). Живопись Угарова отличают глубокая содержательность, эмоциональность, цельность созданных образов, блестящее воплощение сложнейших творческих задач.
Проникновенный пейзажист, не искавший эффектных мотивов или состояний природы, Угаров в самом простом, обыденном сюжете открывал неисчерпаемые возможности, умел передать неброскую, но притягательную красоту деревенского пейзажа. По образному строю и тонкости цветовых решений его пейзажи сродни работам И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.А. Серова, Л.В. Туржанского, творчество которых Угаров хорошо знал и любил.
Значительную часть творческого наследия художника составляют портреты: «Портрет скульптора М.К. Аникушина» (1962), «Портрет композитора А.П. Петрова» (1972). А чаще всего Борис Сергеевич писал свою семью. Возможность наблюдать человека часто, в разных ситуациях, рождает глубоко индивидуальный образ, совершенный в живописном решении, он пишет их с большой любовью, бережно и деликатно воссоздавая на холсте потаенную жизнь души и особенности характера каждого («Портрет М.О. Угаровой» (1955), «Таня» (1960), «Портрет сына» (1971), «Портрет Оли» (1981), «Анюта» (1988).
Еще одна тема, занимающая особое место в творчестве Угарова, – жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина. Он обращается к ней неоднократно. Величайший поэт России привлекает внимание художника необыкновенной живописностью облика, смятенностью чувств, трагичностью судьбы и гениальностью поэтических озарений. На выставке можно увидеть несколько произведений из данного цикла.