Выставка Валерия Вальрана «Бледная манера»
О выставке
Цикл живописных работ Вальрана «Бледная манера» написан в «белом кубе» – специально сооруженном пространстве, похожем на макет сцены, в котором расставлены стеклянные сосуды. Художник стремился изобразить тишину, silence, состояние покоя, умиротворенности, точнее, найти их визуальное воплощение. Идеальное пространство для этого «белый куб», поскольку позволяет избавиться от всякой внешней экспрессии. Сосуды из прозрачного стекла в такой среде не нарушают безмолвия, но скорее его подчеркивают, являясь сгустками светлой материи, отражающей и пропускающей сквозь себя свет.
«Валерий Вальран продолжает свою исследовательскую программу – можно сказать, возвращается к теме, которой сохраняет пожизненную верность. Перед нами вновь прозрачные сосуды и жидкости, а также свет и фон, который можно назвать пространством, но не обязательно пространством, находящемся в состоянии полной готовности: скорее пространство дано в процессе изготовления и развертывания», – делится впечатлениями о выставке философ Александр Секацкий.
В предыдущих предметных сериях автор больше обращал внимание на сами предметы, а пространство старался минимизировать, упразднить, оставляя иногда подробно прописанные объекты на непрописанном холсте или закрашивая фон однородным цветом, например, окисью хрома. В цикле «Бледная манера» он экспериментировал с пространственными плоскостями – несущей, фоновой, «потолочной», боковыми, раскрашивая их в различные цвета светлой тональности, искажая кубическую структуру различным образом, избавляясь от прямых углов между горизонтальными и вертикальными плоскостями.
«Для своего нового проекта «Бледная манера» Валерий Вальран создал специальное пространство – короб, в котором убрал переднюю стенку, остальные выкрасив в нужный цвет, данный едва-едва, намеком. В эту идеальную стереометрию были помещены предметы из стекла – банки, бутылки, колбы, стаканы. Был создан чистый, стерильный мир, как будто предназначенный для проведения научного исследования, имеющего отношение к оптике. Действительно, серия холстов, написанная художником на основе сконструированной для его натюрмортов трехмерной модели, представляет собой предельно ясный в своей логической последовательности эксперимент. Задача его – наблюдение за тем, как взаимодействуют предметы с пространством, друг с другом и со своими отражениями, ибо на определенном этапе появляется зеркало. Здесь важен даже не сам итог, но процесс – каждая работа взывает к созерцанию, почти буддийской отрешенности», – рассказывает искусствовед и художник Глеб Ершов.
Комментируя результат, сам Вальран пишет: «Когда я начинал эту серию, то думал о безмолвии пространства или о пространстве тишины и никак не предполагал, что дойду до зазеркалья и призраков. Искусство непредумышленно, в этом его таинственная задача. Отправляясь в путь, никогда не знаешь, где окажешься».