10 удивительных новогодних обычаев народов России
УДМУРТЫ ОБХОДЯТ ДОМА
В первые и последние дни святочного периода с наступлением сумерек группы ряженых обходят дома (это называется портмаськон). Сначала идут дети, позже – взрослые (в основном мужчины). В начальные дни рядятся в костюмы животных: медведя, лошади или гуся. Ряженые могут проявлять символическую агрессию, изображая нападки нечисти, например извалять в снегу прохожего. Это называется «злые вожо».
Завершающее ряжение проходит в антропоморфных образах (солдат, жених, невеста, старик, женщина с младенцем – поленом или запеленутой в тряпки кошкой), когда участники надевают традиционные удмуртские костюмы, а лица закрывают полотном с прорезями для глаз или поднятыми воротниками.
О своем приближении ряженые извещают, стуча палкой по углу дома и в двери. Перемещаются они цепочкой друг за другом, ходят кругами, притопывая. В руках – котомки, куда складывается полученное от хозяев дома угощение. Хозяевам домов ряженые желают хорошего урожая и приплода скота. Раньше считалось, что участие в обходах улучшает здоровье в новом году (особенно если посетить не менее трех домов).
ЭВЕНКИ КОРМЯТ ДУХОВ ОГНЯ И РЕКИ
По представлениям эвенков, через духа огня можно обратиться к любому духу или божеству. Эвенки называют его бабушка-огонь (эникан того), она главная помощница эникан Буга. Огонь угощают лучшими кусками мяса и сала, просят здоровья, счастья, благополучия всем эвенкийским родам. Обычно сначала это делает старейшина, а затем могут присоединиться другие участники обряда.
НАНАЙЦЫ КОРМЯТ ХОЗЯЕВ ВОДЫ
Для угощения духов используется специальная посуда омоха – деревянные корытца с изображениями рыб, птиц, змей. Духи огня, дома и промысловой территории выступают посредниками в общении людей с потусторонним миром: их изображения ставят на берегу, чтобы они помогли донести жертвенную пищу божествам воды тэму эдени.
Блюда с ягодами, травами и крупой помещают на плетеные из стружек лодочки (они называются «нойна») и через воротца, сделанные из двух заостренных палок, отправляют угощение по течению. Верховские нанайцы при этом не забывают и о собаке хозяина воды: они приходят на берег и опускают в воду жертвенную пищу со словами: «Вот, Тэму, тебе даем угощение и твоей собаке бросаем хвост высушенной кеты. Помоги нам!»
На берегу устанавливают три палки из тальника (разновидность ивы), к ним привязывают древесные стружки, которые свисают к воде. На верхушках палок вырезают человекоподобные лица. Их кормят пшеничной кашей, остатки которой в лодочках-нойнах отправляют вниз по течению. Если подношения быстро тонут, считается, что духи воды приняли их благосклонно.
ЭВЕНЫ ТАНЦУЮТ ХЭДЕ
Круговой танец, по сути, хоровод, в котором участвуют все, кто празднует Новый год. Он начинается после мистерии и трапезы. Люди берут друг друга под локти, двигаются вслед за солнцем и поют. Сначала поют тихо и двигаются медленно, затем круг ускоряется, а громкость голоса увеличивается. Запевалы выкрикивают задорные слова, заставляя танцующих увеличивать темп.
Эвены верят, что соблюдение этой праздничной традиции привлечет внимание божеств – они весь год будут покровительствовать им и в быту, и на охоте.
ЯКУТЫ ГОТОВЯТ ОБИЛЬНУЮ ТРАПЕЗУ
Варят саламат – кашу из муки со сливочным маслом, запекают конину, жарят оладьи, готовят кровяную колбасу: варят кровь в воде с молоком, затем ею начиняют кобыльи или жеребячьи кишки.
ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ КАТАЮТСЯ НА ТРОЙКАХ И УСТРАИВАЮТ ПОСИДЕЛКИ
Раньше со второго дня Святок молодежь каталась вокруг села на тройках, а вечером собиралась в каком-нибудь доме – его обычно снимали у одинокой женщины, которой платили дровами, мясом, зерном. Там начинались игры, песни, пляски. Главная цель таких увеселений – подготовка молодежи к браку. Здесь завязывались отношения, парень и девушка давали клятву друг другу, а кто-то вскоре играл свадьбу, ведь за Святками наступал Мясоед – период без постов, лучшее время для свадеб.
СИБИРСКИЕ ПОЛЯКИ УКРАШАЮТ ДОМ
Канун Рождества – Вигилия. Сейчас к этому времени наряжают елку, но более давний польский обычай – подвешивать к потолку еловые или сосновые ветви. В этот день все работы, включая приготовление праздничного ужина, необходимо закончить до появления первой звезды на небе. У томских поляков есть обычай: момент появления первой звезды отслеживают дети и сообщают об этом взрослым.
БУРЯТЫ СИДЯТ ДОМА
День перед новым годом носит название Бутуу удэр, то есть пустой, или закрытый день. Буряты остаются дома и молятся. Ни в коем случае нельзя в этот день отправляться в дорогу, ссориться и пить алкоголь.
НГАНАСАНЫ СООРУЖАЮТ ЧУМ
Накануне мужчины – представители каждого из съехавшихся на праздник родов – вырубают жерди для чума (их должно быть по семь на каждый день празднования). На конце самой толстой жерди вырезают изображение духа дерева – он считается проводником шамана на небо. Духа изображают с большим лбом и носом, вместо глаз – круглые пластинки из желтой меди, усы и бороду делают из оленьей шерсти.
Раньше в жертву приносили трех темных оленят, их шкурки вешали около дымового отверстия чума, ориентировав головами на восток, а кровью обмазывали установленные жерди чума для защиты от злых духов. Кусочки мяса клали на деревья вокруг чума с пожеланием, чтобы в новом году как можно меньше их срубали для похорон.
Для покрышки чума у семи разных хозяев берут семь полос, сделанных из оленьих шкур (после праздника их возвращают хозяевам). Покрывают чум женщины – хозяйки из семи семей. Собрав чум, разводят в нем огонь: делают это три молодые женщины, среди которых обязательно должна быть родственница шамана. При этом добывают огонь по старинке – кремнем и огнивом.
ХАКАСЫ ЕДЯТ ОСОБЫЕ НОВОГОДНИЕ БЛЮДА
Непременным угощением является вареная голова барана. Готовить ее легко – промыть, залить водой, варить 2,5 часа, за 20 минут до окончания добавить соль, лук и лавровый лист. Подавать – почетному гостю, предварительно поинтересовавшись, умеет ли он ее правильно резать на части.
Готовят потхы – кашу из ячменной муки со сметаной, чарба-угре – мясной суп с ячменной крупой, приправленный сушеным творогом, и лакомство для детей – шарики из смеси топленого или сливочного масла, талгана и черемухи.
По книге «Страшный, таинственный, разный Новый год»