Около нуля | Театр | Time Out

Около нуля

  27 апреля 2010
2 мин
Около нуля
Отсутствие премий «Золотая маска» у драматических театров Петербурга — симптом, подтверждающий диагноз общего кризиса

Ни один из петербургских
номинантов в разделе драматических спектаклей как большой,
так и малой формы не получил «Золотую маску» — таков
неутешительный итог высшей
театральной премии России,
оценившей работы прошлого
сезона. При этом «Золотую
маску» — 2010 можно считать не только одной из самых объективных за всю историю, но и самой
прогрессивной. Например, приз
критики, врученный спектаклю
«Жизнь удалась» Михаила
Угарова по пьесе Павла Пряжко
в «Театре.doc», свидетельствует
о том, что лучшие произведения
новой драмы больше не остаются
незамеченными.

В чем же причина провала,
случившегося после нескольких
триумфальных для Петербурга
лет? Только ли в том, что два
наших основных номинанта
«Ксения. История любви» Александринского театра (режиссер
Валерий Фокин) и «Месяц в деревне» БДТ им. Г. А. Товстоногова (режиссер Анатолий Праудин)
не вызвали у московской критики практически ничего, кроме
зевоты? У нас эти постановки
тоже раскололи общественное
мнение и не пользовались однозначным признанием. Более того,
последняя премьера Александринского театра, «Гамлет»,
адаптированный для восприятия
современных тинейджеров — с Гамлетом-кидалтом, общающимся с публикой на интернетовском
суржике, — ставит больше вопросов, и главный из них — об обесценивании текста. Но так же, как и «Ксения. История любви», этот
спектакль наверняка не останется без различных номинаций на значительные (правда, только
городские) премии. А все потому,
что других событий в театральной жизни у нас практически
нет. Главная проблема, которую
только акцентирует провал
на «Золотой маске», в том, что
уровень наших драматических
постановок стремительно падает,
многие театры выпускают откровенные недоделки, но почему-то никто не решается говорить об этом вслух.

Более того, складывается
тенденция, показывающая, что
происходит планомерный сбой
оптики. Вместо того чтобы судить
по гамбургскому счету, мы начинаем выставлять пять баллов
спектаклям, еле тянущим на три
с плюсом, и присваиваем тройки
единицам. Такая ситуация возникает потому, что восемьдесят
процентов остальной театральной
продукции и вовсе барахтается
где-то в абсолютном минусе.

Вот и получается, что проигрываем по всем фронтам. И проигрываем спектаклям, сделанным
в России по лучшим европейским
меркам. Таким, как обладатель
«Золотой маски» этого года за спектакль большой формы — «Рассказы Шукшина», поставленные
Алвисом Херманисом в Театре
Наций. Так может, решение проблемы в том, что пора попытаться
оценивать спектакли реально и перестать привычно занижать
требования?