Экспериментальный проект Павла Карташева: «Чайка»
«Это очень похоже на «Аватар» Джеймса Кэмерона, где мир существует по другим правилам», отмечает московское бюро агентства Рейтер. Любовь, дерзость и бунт — это «виктюкам» свойственно. Скандально? Да. Но эпатаж карташевской «Чайки» не разрушает; наоборот: происходящее на сцене создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни.
Спектакль-медитация. Спектакль-жертвоприношение, вскрывающий вены, затягивающий в священное озеро человеческих страстей, заманивающий многоголосием образов. Через боль, истерику, психологический натиск, и страдание можно обрести второе дыхание жизни, научиться понимать и ценить её. Именно так происходит со зрителями, открывшими для себя новое измерение «Чайки» в постановке Павла Карташева. Действия, разворачивающиеся перед нашими глазами, обладают сильнейшим психологическим и медитативным воздействием…
Пока все разгадывают «код Да Винчи», Карташев расшифровывает тайнопись Чехова и разгадывает лабиринты-послания нашему поколению. Шекспировские сюжеты от «Гамлета» до «Лира» и «Ромео и Джульетты», «Фауст» Гёте, легенда об Агасфере, аллюзии с Тургеневым, Толстым, Пушкиным, Лермонтовым — всё это закодировано в чеховской «Чайке».
Некоторые режиссёры пытаются выкинуть монолог из пьесы сочинения Константина Гавриловича про людей, львов, орлов и… страшные багровые глаза отца вечной материи дьявола. Здесь этот монолог — ключ к пьесе, к поэтике чеховского текста, к его тайнам и метафизическим глубинам. О чём в действительности говорит Нина словами Кости? Как расшифровывается символ колдовского озера? Наконец, какую пьесу напишет Тригорин, основываясь на всем известном «сюжете для небольшого рассказа»?
«…Нужны новые формы, а если их нет, то ничего не нужно». Если так, то и двух одинаковых спектаклей быть не может, не так ли? Эта «Чайка» каждый раз играется по-разному. Как магический кристалл, каждому зрителю она поворачивается собственной гранью. И для каждого актёра этот кристалл оказывается пробным камнем. Или философским камнем?
Из всех персонажей волей режиссёра воскрешаются только пять, которые предстают зрителю в образе теней. Отсюда — возможность перехода одного героя в нутро другого.
Как известно, Чехов был врач. Он очень хорошо понимал человеческую физиологию. Но хорошо понимал и то, что выводит человека за рамки телесного существования: л… Ни звука больше! Дальше начинается знаменитая чеховская пауза. Её ещё нужно уметь услышать…
Вслед за Чеховым мы провозглашаем: «Без театра нельзя». Попробуйте нас переубедить!
Режиссёр-постановщик, автор пластической партитуры и музыкального решения Павел КАРТАШЕВ.
Действующие лица и исполнители:
Тень Тригорина — заслуженный артист РФ Дмитрий БОЗИН
Тень Треплева — Игорь НЕВЕДРОВ
Тень Аркадиной — Валерия ЛЯМЕЦ
Тень Нины — Лариса КОЛИБАБЧУК
Тень Маши— Яна ДИВИНА
4 июня начало в 19.30, в Балтийском доме