Разговоры с доном Иваном
«Дядя Ваня» Чехова — главная пьеса года. К юбилею драматурга ее поставили чуть ли не в каждом театре да с таким запалом, что к концу театрального сезона возникло ощущение перекормленности: заставить себя смотреть Чехова все сложнее. Но ради аргентинского спектакля «Дядя Ваня» («Следящий за женщиной, которая сама себя убивает») театральной компании Даниэля Веронезе, который привезут на Чеховский фестиваль, все-таки стоит совершить над собой усилие.
Во-первых, потому, что латиноамериканский театр, в отличие от латиноамериканских сериалов, для нас пока terra incognita. А знакомство с Компанией Веронезе — лучший способ лакуну заполнить: этот театр считается ведущим в своей стране и регулярно собирает все главные национальные премии. Во-вторых, режиссер Даниэль Веронезе — смелый экспериментатор, и, в отличие от российских постановщиков, над ним не довлеют авторитеты Станиславского и Немировича-Данченко, а также стремление к соблюдению некой традиции. Поэтому он делает вещи, на нашей сцене кажущиеся немыслимыми: так, действие «Дяди Вани» перенесено в наше время, спектакль играется в декорациях предыдущего спектакля компании, а сцены из чеховской комедии микшируются со сценами «Служанок» Жана Жене — эстетского триллера, известного у нас по самому знаменитому спектаклю Романа Виктюка. Если вспомнить, что «Служанки» — история горничных, убивших свою хозяйку, а в чеховском тексте прислуга, няня Марина, страшно недовольна визитом в родное имение профессора Серебрякова с женой, возникает вопрос — неужели она и есть та самая женщина, которая убивает?
Третья причина, по которой на спектакль стоит обратить внимание, — занятые в нем актеры считаются у себя на родине лучшими. Например, Осмар Нуньес, играющий заглавную роль, у себя на родине является популярнейшим киноактером. Знатоки артхаусного кино могут вспомнить его по одной из главных ролей в фильме «Год без любви» — истории больного СПИДом писателя-гея.
Ну и финальный аккорд, делающий эту постановку привлекательной для зрителя: Веронезе и компания играют «Дядю Ваню» по-настоящему страстно — без традиционной петербургской анемичности. Какое же латиноамериканское искусство без подлинных страстей?
«Дядя Ваня» («Следящий за женщиной, которая сама себя убивает») 3—6 июня, Компания Даниэля Веронезе (Аргентина) на сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева. Спектакль идет в рамках Чеховского фестиваля