VIII Международный фестиваль экспериментального искусства
Фестиваль экспериментального искусства в «Манеже» не позволит зрителю расслабиться в кресле: искусство будет
агрессивно, кинется, подползет,
потребует немедленной реакции
— человеческой и гражданской.
Творцы, приехавшие из Австрии
и Норвегии, Великобритании и Швейцарии, а также взращенные в нашем отечестве, поговорят со зрителями о взаимодействии с компьютерной
программой (в какой степени в нее можно вписаться живому человеку?), напомнят о традициях
немецкого лесбийского кабаре в начале ХХ века (да, и такое там
тоже было) и напишут письмо
Антону Павловичу Чехову,
некоторые персонажи которого
утверждали, что через сто с лишним лет в России все будет
замечательно.
Кабаре — это норвежский проект Sirkel. В этом жанре Ане Лан
и три ее подруги выстраивают
представление о пяти стадиях
духовного развития человека,
на которое их вдохновили идеи
психоанализа. Пять стадий
они пройдут менее чем за час — приемлемое время и для
концертного выступления, и для
психоаналитического сеанса.
Но в отличие и от кабаретной
программы и от исповедей на кушетке, Sirkel не имеет точно
обозначенного момента начала
и конца: спектакль начинается
до того, как публика входит в зал, а заканчивается тогда, когда
зрители решат, что уже финал.
Тогда танцовщицы уходят, а поклоны вообще не предусмотрены.
Сообщать Чехову, что не все в мире так лучезарно, как хотели
бы его герои, будет Марина
Коновалова — московский перформансист со стажем, один из лидеров группы «Плантация».
Звездным часом «Плантации»
был десятилетней давности
спектакль «Мне все ясень»,
где участницы с завязанными
глазами разбирали и собирали
мясорубку, раскладывая ее детальки по секундомеру, как
части автомата. Тогда поколение
зрителей, испробовавшее уроки
начальной военной подготовки, принимало группу очень
бодро. Это была минута славы
за пределами тусовки, а в среде
любителей контактной импровизации авторитет Коноваловой
по-прежнему высок.
Еще нас ожидает швейцарско-итальянско-финская программа
буто. Японцы изобрели этот
стиль как протест против цивилизации, приведшей к созданию
атомной бомбы, и танцовщик
должен быть как можно ближе
к природе, «руки как коряги» —
высшая похвала. Затем — совместный проект «Плантации»,
петербургского «Лесного дома»
и ярославской «Лаборатории
перформанса» под названием
«Осязание смысла» (смысл поддерживают звучащие в спектакле
стихи Иосифа Бродского). Плюс
аудиовизуальный перформанс-инсталляция Люции Хабибуллиной «Интерполяция» (это как раз
про человека и программу). Все
пересмотреть, конечно, немыслимо, но познакомиться с экспериментальным искусством стоит.
Вдруг через несколько десятилетий мы поймем, что чудесное
было рядом с нами.
VIII Международный фестиваль экспериментального
искусства
7—16 августа, ЦВЗ «Манеж»</p>