Сборная барокко
Петербург в свое время полюбил фестиваль Earlymusic, в первую очередь, за то, что казалось
невозможным — организацию
концертов исполнителей аутентичной музыки мирового уровня. Именно скрипач и худрук
Андрей Решетин и впоследствии
покинувший фестиваль англичанин Марк де Мони на стыке
веков привезли в Россию казавшихся сказочными персонажей
мира барочной музыки — с диковинным репертуаром и драгоценными старинными инструментами. В этом году хедлайнерами станут бельгийский оркестр и хор Collegium Vocale
Gent под руководством Филиппа Херревеге, которые исполнят
на открытии фестиваля манифест барочной церковной музыки — Мессу си минор Баха. Интерпретации сочинений Баха авторства Херревеге, интеллектуально безупречные, галантные и в духе рококо легкие, считаются образцом, идеальным сочетанием строгой аутентичной выучки и свободного индивидуального хода мысли дирижера. Вторая по значимости звезда фестиваля — французский контртенор Филипп Ярусски. Он выступит вместе с ансамблем Андрея
Решетина «Солисты Екатерины Великой». Стихия барочной
оперы уже приучила нас к тому,
что в XVII—XVIII веках большую часть мужских партий поручали певцам с «женскими» голосами. Тогда это были кастраты, 30 лет назад — представители маргинальной окраины оперного искусства, сегодня — уникальные дарования, невероятно
востребованные европейской публикой. Таков и Ярусски, безупречно владеющий техникой,
голос которого иногда звучит действительно тихо — так,
как было принято три столетия назад.
Также фестиваль предоставит возможность сравнить
Восток и Запад: была ли схожа музыкальная
жизнь аристократов Италии и Кореи, выяснят клавесинист Франческо Чера и ансамбль традиционной корейской аристократической музыки Sanjo. Турецкий
ансамбль Golden Horn исполнит сочинения друга и соратника Петра I, молдавского господаря Дмитрия Кантемира (в современной России его музыка прозвучит впервые — Earlymusic любит вспоминать о, казалось, насовсем забытом). Полноценный
концерт будет посвящен азербайджанскому мугаму. Фаик Челебиев на таре — ближневосточный ситар — сыграет миниатюры, традицию исполнения которых в Азербайджане называют
повестью жизни народа.
В свое время Earlymusic доказал, что музыка может звучать не только в концертных
залах, но и в парках, на вокзалах, теперь же будет задействован целый остров. День старинной музыки на Елагином острове 12 сентября начнется на пленэре концертом «Солистов Екатерины Великой». Музыканты
готовят программу из сочинений композиторов двора Екатерины II и Александра I. Московская клавесинистка Мария
Успенская выступит уже в Елагиноостровском дворце, завершит же день обращение к барочной опере — пускай и в скромном
варианте. Стихи А. Кантемира и М. Ломоносова под музыку Луиджи Мадониса, Доменико Далолио, Франческо Арайи, в свое
время избравших Россию в качестве второй родины, прочтет
Ольга Карева, аккомпанировать
которой будет Андрей Решетин
и его ансамбль. Поэзия XVIII
века прозвучит в аутентичной фонетике и с принятыми в то время барочными
жестами, который поставит давний друг фестиваля Клаус Абромайт.