Massive Attack «Мы никогда не пытались никого учить»
На новой пластинке, как всегда, много приглашенных вокалистов. Кто был
самым неожиданным партнером для
вас за последнее время?
Конечно, сложно было бы представить, что
мы будем работать с Майком Паттоном.
Тем не менее мы сделали вместе несколько
треков, правда, до конца работа еще не завершена. Вообще, все гостящие на нашем
последнем альбоме вокалисты — Деймон
Албарн, Тунде Адебимпе из TV on the Radio,
Хоуп Сандовал — наши хорошие друзья,
а не просто приглашенные музыканты. В будущем мы надеемся поработать с Полли
Харви и Аароном Невиллом из The Neville
Brothers. И, конечно, потрясающе, когда ты записываешься вместе с людьми, на музыке
которых ты вырос, Хорасом Энди например,
или Лиз Фрейзер из Cocteau Twins.
На первых трех альбомах вы использовали семплы
из музыки, на которой выросли: соул,
хип-хоп, реггей,
потом постпанк.
Последний альбом
Heligoland записан практически
полностью живьем.
Вы больше не хотите
использовать чужие
семплы в качестве
инструмента?
Это не совсем так. Да,
первый альбом Blue Lines
действительно сильно связан
с нашим диджейским прошлым. Но впоследствии мы отошли от этого, стали больше
работать с музыкантами. Но у нас огромная
коллекция пластинок, и иногда, когда я иду
в студию, я думаю, что неплохо было бы сделать барабаны, как в той песне, которую
слушал с утра. Это тоже заимствование,
другой вопрос, что ты делаешь это собственными силами, а не просто семплируешь необходимые звуки.
3D (Роберт дель Найя — еще
один участник группы) как-то сказал, что цель вашего
шоу — информировать
людей, а не навязывать им свои взгляды. Но когда вы во время концерта показываете статистику
о бонусах топ-
менеджеров и средних
зарплатах в африканских
странах, вы же ждете
какой-то обратной реакции?
Нет, мы просто доносим ту информацию, которую, как
нам кажется, людям стоит
знать. Одновременно мы показываем заголовки
новостей или желтой
прессы — то, что действительно привлекает
внимание людей. Иногда это форменная чушь.
Тем ценнее те цифры и факты,
которые действительно показывают, что
происходит в мире.
А как вы отбираете газетные заголовки, которые попадают на экран?
В прошлый раз был смешной момент,
когда во время Inertia Creeps поползла
бегущая строка о том, что Пригожин
стал продюсером Авраама Руссо.
Мы пользуемся совершенно разными источниками. Иногда нам помогают студенты,
которые проводят мониторинг
прессы и говорят, что нам стоит
использовать. Порой это просто горячие новости, иногда
глупости, которые недостойны того, чтобы стать
новостями: с кем трахается
та или иная знаменитость
и тому подобное. В большой
степени это шутка, потому что
то, что по-настоящему происходит в мире, не имеет к подобным
«новостям» никакого отношения.
Что вы думаете о Боно, который, в свою очередь, не только информирует, но и активно продвигает свои
взгляды, встречается с президентами,
вытряхивает из них деньги на разные
благие дела?
Я знаю Боно, и мне кажется, у этого человека доброе сердце. Многое из того, что он делает, безусловно, важно и правильно. Другое
дело, что в отличие от Боно, или, например,
Уайклефа Джина, который пытался баллотироваться на пост президента в Гаити, мы никогда не пытались никого учить. По крайней мере, в премьеры Великобритании никто из нас уж точно выдвигаться не будет.