Армада Кристи
В мире старинной музыки
барокко отводится место особое. Во-первых, это не классика: в барочной эстетике нет
места высоколобому пафосу и строгим дирижерам во фраках.
Во-вторых, барочный XVII
век — век рождения оперы, а опера в те времена соединяла
в себе и светское развлечение,
и вакханалию маскарада, и придворный ритуал. В-третьих,
тембровый мир барочных
инструментов отличен от классического: деревянные
духовые звучат как фантастические птицы, вместо скромного контрабаса — устрашающе
звенящая теорба, а струны на скрипках — жильные (специально обработанные пряди кишок
животных).
В середине ХХ века лучшие
музыкальные умы возрождали барокко практически из небытия. Утерянную исполнительскую традицию приходилось восстанавливать когда по трактатам, а когда и природным чутьем. Сейчас к нам
приезжает без преувеличения
главный духовный реставратор
французского музыкального
барокко Уильям Кристи. Его вокальный и инструментальный
ансамбль Les Arts Florissants
назван в честь написанной три
столетия назад одноименной
оперы Марка-Антуана Шарпантье. Под руководством Кристи
музыканты с невероятной,
по-барочному чрезмерной
продуктивностью воскрешают
итальянскую, английскую, но главным образом французскую
музыку XVII—XVIII веков.
Англичанин одарен счастливой способностью превращать
результаты своих научных
изысканий в события удивительной оригинальности и яркости. Его ансамблю удалось
одолеть неприступную крепость музыкальной декламации
французского барочного театра
и благодаря этому найти ключ
к целой эпохе.
Французское барокко — хитроумный лабиринт традиций
и обычаев двора капризного монарха и искусного танцора Людовика XIV. В операх его эпохи
пели не так уж и много, скорее
особым образом проговаривая
текст (итальянцы в XVII веке
обожали шутить по этому
поводу, называя французскую
манеру пения петушиной). Выступление Les Arts Florissants
— возможность услышать
ожившую традицию в самом
утонченном и рафинированном
варианте. Ансамбль исполнит
камерную пастораль «Актеон»
Шарпантье; прозвучит и хит
английского барокко — опера
«Дидона и Эней» Генри Перселла. Постановкой доверено руководить пропагандисту эстетики
высокой моды Венсану Буссару,
уже сотрудничавшему с известными кутюрье на театральной
сцене.