Фестиваль «Этномеханика»
Jimi Tenor & Kabu Kabu Эксцентричный гений Джими Тенор начинал с индастриала в конце восьмидесятых, что-бы в начале девяностых ворваться в клубные чарты с кэмповым технономером Take Me Baby, сделать лоу-фай-версию эллингтоновского «Каравана» и выпустить три пластинки на главном для интеллектуальной электроники девяностых лейбле Warp. Впрочем, куда больше электроники профессионального саксофониста Тенора интересовала живая музыка: он по очереди увлекался симфоджазом (альбом Out of Nowhere), фанком и джаз-роком (Higher Planes), и афро-битом. Со своими нынешними партнерами Kabu Kabu неутомимый финн познакомился случайно: он должен был записываться в Берлине с легендарным барабанщиком Тони Алленом, но тот не смог приехать. Последняя их совместная пластинка 4th Dimensions суммирует увлечения Тенора последних лет: на ней нашлось место космическому джазу в духе Sun Ra Space Orchestra, заповедному стилю экзотика, семидесятническому джаз-року по следам Mahavishnu Orchestra и танцевальным номерам прямого действия. Как поют смелые черные женщины в самом начале этого альбома: Its imperative to groove! – на концертах Тенора и Kabu Kabu ничего не остается, как этому подчиниться.
Сын канадского посла в СССР, потомок украинских евреев Джош Долгин мастерски соединяет в своей музыке элементы
хип-хопа, электроники и клезмера. В записи его первой пластинки Hiphopkhasene (то есть «свадьба в стиле хип-хоп») приняли
участие скрипач и руководитель клезмерского ансамбля Brave Old World Майкл Альперт и трубач-авангардист Фрэнк Лондон. Но основа музыки Долгина — это семплы, которые он собирает из самых разных источников: старых песен на идише, хасидских
напевов и спектаклей. Впрочем, и этим талант Socalled не ограничивается: на сцене он умудряется одновременно управляться с баяном, семплером и клавишными и при этом поет и выдает речитативы.
Киевляне «ДахаБраха» аранжируют украинские народные песни дарбукой, диджериду и индийскими таблами и принимают участие в постановках театра «Дах»: три года назад они триумфально выступили в лондонском «Барбикан-центре» с пьесой «Пролог к «Макбету». Кроме фольклора, музыканты отмечают влияние классиков минимализма — Филиппа Гласса и Майкла Наймана. Именно оно, по мнению группы, и придает их музыке гипнотический грув. Но в их распевах на четыре голоса под электрическую виолончель или африканскую перкуссию чувствуется языческая и первобытная энергетика, имеющая мало общего с европейской неоакадемической традицией.
Человек непростой судьбы Баймурат Аллабериев (aka Джимми) так и остался бы безвестным гастарбайтером, если бы один его
знакомый не выложил на Youtube ролик, в котором Джимми, с легкостью переходя с мужского на женский голос, исполнял знаменитую Jimmy Jimmy Jimmy Aaja из «Танцора диско». Ролик увидел промоутер Илья Бортнюк, и через некоторое время Джимми вновь исполнял песню Митхуна Чакраборти, но уже перед тысячной аудиторией посетителей концерта Asian Dub Foundation. Теперь он живет в Петербурге, выступает все чаще, но не ограничивается аккомпанементом на ведре, как раньше. На «Этномеханике» аккомпанировать ему будут музыканты из Markscheider Kunst и Tres muchachos & Companeros.
Фестиваль «Этномеханика» 8—9 октября, ЦСИ им. Сергея Курехина