Парижский Центр Жоржа Помпиду собрал чемоданы и приехал погостить в Эрмитаж
Гастроль парижского Центра Жоржа Помпиду изначально рассматривалась как одно из важнейших мероприятий Года Франции в России – разговоры о предстоящей выставке ходят уже полгода, как когда-то было с собранием Саатчи. В Эрмитаж, естественно, приехала только небольшая часть впечатляющей коллекции главного французского музея современного искусства, зато почти все привезенные работы в России впервые.
Открывают выставку работы до сих пор вызывающего споры дадаиста и провокатора Марселя Дюшана, в свое время превратившего писсуар в произведение искусства и пририсовавшего усы «Джоконде» Леонардо. Другой родоначальник всех новейших течений Ив Кляйн, любивший доказывать, что личность художника важнее его произведений, выставлял бумагу под дождь, писал цветные картины из квадратиков и даже изобрел фирменный ультрамариновый пигмент, после чего всем другим монохромам стал предпочитать синие полотна, глубокие, как небо и море. Верность бунтарскому духу классиков прослеживается и в доехавших до Эрмитажа работах художников действующих. Мартиал Райс выстраивает ассамбляжи из странного набора пластиковых объектов и подводит картины неоновыми линиями, словно карандашом для глаз. Бернар Лавье покрывает предметы краской и выстраивает пирамиды из диванов и холодильников. А вот живописец Жерар Гаруст верен старой школе и создает неоманьеристскую квинтэссенцию всей истории искусства.
Выставку будет сопровождать полноценный арт-фестиваль – для него в Николаевском зале Эрмитажа выстроили авторские дизайнерские павильоны, над которыми работала пестрая интернациональная команда: австриец Хаймо Зоберниг, американский кубинец Хорхе Пардо, творческий дуэт художницы Софи Перез и скульптора Ксавье Буссирона, прославившегося изображением осла, пытающегося вчитаться в реалистическую картину (неплохая иллюстрация отношения современного художника к искусству традиционному). Внутри и вокруг этих сооружений состоятся выступления отобранных Центром Помпиду французских и русских артистов – перформансы безумного шляпника Бартенева, спектакли философа от танца Рашида Урамдана и театра Derevo. Параллельно с событиями в Эрмитаже на разных городских площадках пройдут независимые выставки актуального французского искусства – Французский институт в Санкт-Петербурге привез молодых авторов с по-современному замороченными проектами: от экспериментального фото и видео до висящей на шарике швабры, символизирующей потенциальную энергию.