Гвозди из будущего
Юккеру недавно исполнилось 80 лет, при этом он остается действующим художником, скульптором и дизайнером, определяющим развитие немецкого арт-мейнстрима. Однажды, еще в юности, он, выходец из патриархальной крестьянской семьи, попал на выставку Кандинского и был настолько потрясен, что решил связать свою жизнь с современным искусством, уехал из ГДР в ФРГ и поступил в Дюссельдорфскую академию художеств.
Безусловно, Юккер – экспериментатор: работает без кисти в стиле пальцевой живописи, выстраивает «структурные картины», использует всевозможные световые устройства и принципы оптики – получаются сложные кинетические инсталляции, которые художник называет «Световыми салонами», – а то насобирает природных материалов и творит из песка, камней, бревен и воды. Он оформил молельню в Рейхстаге и сделал рельеф для здания ООН, но прославился удивительным образом благодаря гвоздям. Юккер забивает их в мебель, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Король гвоздей, плотников и оптиков, он любит комбинировать приемы, а свои легкие и кинетические гвозди легко мог бы и запатентовать. Среди соратников Юккера по актуальному искусству много тех, кто, как и он, искал новые формы и, несомненно, на него повлиял: вырезавший дырки в картинах Лучио Фонтана, поэт синего цвета Ив Кляйн, запаковывавший в консервные баночки собственные фекалии Пьеро Мандзони и обожающая вводить в произведения искусства алюминиевую бахрому немецкая группа Zero, в которой Юккер довольно долго состоял. В этом негласном соревновании Юккер не жалел разбитых в кровь пальцев и упорно стучал молотком по блестящим стальным шляпкам. На выставку в «Этажах» приедут 11 объектов Юккера, три его картины, видео и панно из 60 слов Ветхого Завета, обозначающих все виды агрессии. Лаконичные объекты немца – инструменты разрушения, поменявшие свое назначение, переставшие нести опасность и становящиеся предупреждением, утешением и психотерапевтическим средством. Видео же фиксирует, как художник наносит себе раны и сам их врачует, таким образом исследуя зло и механизмы противостояния ему в самом себе и в обществе. При такой тематике неизбежна символика Страстей Господних: принять чужое страдание как свое – проявление христианской любви, гвозди – символ страданий Христа, а 14 в общей сложности произведений искусства напоминают о 14 стояниях на Крестном пути.