The Dillinger Escape Plan
Надо сразу оговориться: The Dillinger Escape Plan играют очень тяжелую музыку. Стремительная, беспощадная барабанная жесть, истошный крик вместо вокала и гитарный рев, в который сливаются безумные партии, – группы, предпочитающие выражаться подобным образом, чаще всего обретаются в строго субкультурных клубах и металлических фэнзинах. Что же касается квинтета из Нью-Джерси, то ему не стесняются посвящать глубокомысленные эссе критики New Yorker и The Guardian, а глашатай разнообразного инди сайт Pitchfork и вовсе не упускает ни единой новости из лагеря группы, пускай те зачастую и напоминают сводки из медицинской комнаты какой-нибудь хрупкой футбольной команды (то порванные ахилловы связки, то поврежденный позвоночник – настолько брутальны живые выступления DEP). В чем тут дело? Просто в музыке DEP есть ощутимое (причем на утробном уровне) двойное дно.
Славу группе составил десятилетней давности альбом Calсulating Infinity – до его записи участники DEP поигрывали по локально известным хардкорколлективам, идея же создания группы принадлежала гитаристу Бену Вейнману – единственному из оставшихся в строю из основателей. На той пластинке DEP удалось соединить оба полюса тяжелой музыки – упрямую фиксацию на техническом совершенстве классического метала и грубую яростную мощь хардкора, угрожающую утянуть тщательно выстроенные звуковые конструкции в черную дыру хаоса. Просчитанность звука тем не менее так и осталась для The Dillinger Escape Plan константой, а после Calculating Infinity их мгновенно записали в только народившуюся волну маткор-групп, буквально поверявших жесткий звук алгеброй. Правда, в отличие от каких-нибудь Converge или Cave In, Вейнман и компания еще и не стеснялись прямо посреди песни ломать ей хребет ритма, мгновенно задавая своей буйной энергии новую точку для приложения. К тому же в каждом следующем после дебютного альбоме DEP демонстрировали желание меняться – через их саунд, словно голоса из подполья, стали прорываться неожиданные всплески поп-мелодики или электронные пульсации. В последнем на данный момент альбоме группы Option Paralysis так и вовсе присутствует взаправдашняя медлительная баллада Widower.
Отношение к DEP в металлической среде всегда было неоднозначным – немало тех, кто считает группу изменившей идеалам своего изначального поджанра. Впрочем, есть подозрение, что стилевые рамки для «Диллинджеров» никогда и не имели значения. Очень многое о группе говорят два мини-альбома – записанный с известным мастером жанровой маскировки Майком Патоном Irony Is a Dead Scene и сборник каверов Plagiarism, на котором DEP на полном серьезе переигрывают Like I Love You Джастина Тимберлейка и Angel Massive Attack. Последний трек, пожалуй, служит наиболее ярким воплощением методов DEP – уже вложенное в песню чувство легкой тревоги за счет глухого постука жестяной бочки и более замедленной, чем в оригинале, мелодии превращается в подлинный ужас бытия.
The Dillinger Escape Plan, «ГлавСlub», 9 ноября