Поклонение П
Эксперименты с искусством и людьми, которые проводят в Перми, с гордостью привозят на гастроли. Каким бы ни было отношение к попытке культурного блицкрига в отдельно взятом городе, результаты успешной массовой прививки современного искусства стоит увидеть. Текст: Татьяна Джурова, Артем Магалашвили
Кажется, что культурной революционеркой Пермь стала вдруг и исключительно силой мысли благодетелей, узревших на уральских просторах возможности нового искусства – вот приехал Марат Гельман, и все завертелось, а после упоминания в блоге Лебедева пермское культурное чудо превратилось в бренд. Однако и до этих событий Пермь была знаменита, пусть в основном среди археологов и краеведов: гремучая и соблазнительная смесь реальности и фантастики смешалась в романах известного пермяка Алексея Иванова, а что до истории, то Пермь Великая была хорошо известна во времена Ивана III как место, где кончается христианский мир и начинается бесовщина.
Уникальность Перми в том, что энтузиасты решили выковать изящное обрамление для культурного наследия Перми, высказанное современными метафорами. Два года назад министром культуры Пермского края стал режиссер, художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм, и с тех пор происходящее в Перми нельзя назвать иначе, как театрализацией действительности. Московский галерист Марат Гельман перестроил здание Речного вокзала в Музей современного искусства, в котором за право выставляться идет жестокая борьба местных и столичных авангардистов. Эдуард Бояков открыл по образу и подобию московской «Практики» «Сцену-Молот», место, где можно ставить Пряжко и Клавдиева, играть без актерского образования и использовать идиомы. Главный возмутитель спокойствия в интернете дизайнер и блогер Артемий Лебедев привнес в скучную муниципальную тему городской навигации задор и провокацию, возглавив Пермский центр развития дизайна.
Выставка «Видение» Счастливая возможность посмотреть мощнейшую подборку российского и международного видеоарта. Мировая классика показана работами признанного отца видеоарта и любителя роботов корейского художника Нам Джун Пайка и завораживающими медитативными образами Билла Виолы и Ширин Нешат. Творчество русских художников представляют гламурно-неоакадемические «АЕС+Ф», интеллектуальные провокации Дмитрия Гутова, соц-артовские работы Ильи и Эмилии Кабаковых, собачьи истории Олега Кулика, скетчи «Синих носов» и костюмированные игры Владислава Мамышева-Монро. Самым зрелищным событием выставки, без сомнения, является показ серии фильмов «Кремастер» (так в анатомии называется мышца, поднимающая яички) американского художника Мэтью Барни, снимающего на камеру свои масштабные и красочные сюрреалистические перформансы. На сегодняшний день «Видение» – самая полная антология видеоарта, позволяющая понять его историю и новые тенденции. До 5.12, Креативное пространство «Ткачи»
Выставка «Портреты неизвестных» Молодые пермские фотографы Наталья Резник и Денис Давыдов фотографируют людей ничем не примечательных, простых и не знаменитых. Их интерес к обычному человеку вылился в два проекта. Один, под названием «Другие», снят в Перми. Авторы искали людей, о которых говорят «не такие, как все» – они резко выделяются из окружающей провинциальной среды, которая, в свою очередь, проявляет по отношению к ним агрессию и непонимание. Другой проект, «Виртуальные знакомства», сделан в Праге и посвящен историям немолодых уже эмигрантов из бывших союзных республик, ищущих спутника жизни по интернету. Их желание личного счастья художники окрасили в нежные пастельные тона, расписав слайды красками вручную. До 5.12, Креативное пространство «Ткачи»
Выставка «Пермский вариант футуризма «Как знак всемирной динамики» Футурист Петр Субботин-Пермяк большую часть жизни провел в Перми, там же хранится его творческое наследие. Как и все футуристы, он мыслил с планетным размахом, поэтому местный колорит термина «пермский футуризм» только сужает масштабы явления. Футуризм у Петра Субботина-Пермяка, его друга Василия Каменского, Владимира Маяковского или Велимира Хлебникова носит мировой характер. Среди представленных в экспозиции работ пермского авангардиста – эскизы праздничного оформления Москвы к юбилею Красной армии 1919 года, абстрактные рисунки и живопись 1914–1922 годов. До 26.11, Центральный музей связи им. А. С. Попова
Выставка «Я ЛЮБЛЮ П» Известный дизайнер Артемий Лебедев, ставший арт-директором Пермского центра развития дизайна, придумал логотип Перми – большую красную букву П, разместил ее в своем блоге и получил неожиданно мощный отклик интернет-сообщества. На него посыпались мегабайты картинок, где это самое П представало в самых разных вариациях и позах. Лебедев не растерялся и объявил конкурс «Я люблю П», результаты которого и привез в Петербург. Большое пермское П вписали в городскую среду, общественный транспорт, мебель, одежду, промышленный дизайн, и этот символ стал разделенной гордостью горожан, в отличие от будущего большого петербургского «п». Кроме творчества П-манов и П-филов на выставке показаны дизайн-версии слогана Марата Гельмана «Скептики будут посрамлены», ставшего девизом пермской культурной революции. С 12.11, Центр им. С. Курехина
Балет Евгения Панфилова Труппа хореографа Евгения Панфилова существует без своего основателя уже восемь лет, сохраняя его авторский стиль. 12.11, Михайловский театр
«Евангельский проект» Проект в жанре «медийный монументализм». Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева работают в своей версии фотореализма: берут репортажные фотографии из новостных лент и интернета, встраивают их в библейский текст, а получившуюся цифровую картинку печатают на баннерном полотне и доводят до готовности акриловыми красками. Свои работы он называют «современными фресками, которые можно свернуть в рулон». С 12.11, ЦК «Красное знамя»
Спектакль «Коммуниканты» Действие «Коммуникантов» Дениса Ретрова разворачивается в бане. Депутат, проститутки, мент и гастарбайтер разговаривают о семиотике и структурализме и цитируют Чехова. Абсолютно голые. Комический немного прямолинейный эффект бьет и по глазу, и по голове. Кроме того, в «Коммуникантах» работают непрофессионалы: они не прячут говор, зато являют местную фактуру во всей ее красе. 13.11, театр «Сцена-Молот» на сцене Молодежного театра (старая сцена)
Спектакль «Чукчи» «Чукчи» – самый показательный пример пермского феномена. На мифологической «помойке», где разворачивается действие, встречаются перебинтованные тотемы волка и оленя, бронзовый «неизвестный солдат» и красный чебурашка. Чукчи Маша и Миша ходят все в белом – в общем, на сцене разворачивается действо в духе Дэвида Линча. В постановке Филиппа Григоряна спектакль становится не просто иллюстрацией текста сценариста Павла Пряжко, в нем создается собственный, насквозь сюрреалистический контекст, в основе которого лежит главная идея творчества Пряжко – деспотия языка и диктатура дискурса. Именно этой пьесой и открыл театр «Сцена-Молот» Эдуард Бояков – по образу и подобию московской «Практики». 14.11, театр «Сцена-Молот» на сцене Молодежный театр (старая сцена)
Спектакль «Доктор Живаго» В Театре-Театре Бориса Мильграма любят все грандиозное и многозначительное: 450 костюмов, 12 тонн декораций, детский хор и оркестр – это мюзикл «Доктор Живаго». Здесь герои романа Пастернака поют текст либретто Михаила Бартенева и танцуют под музыку Александра Журбина, что дает весомый шанс на интуитивное узнавание творений известных еще с советских лет авторов. 15.11, Театр-Театр на сцене «Балтийского дома»
Спектакль «Жизнь человека» В основу спектакля положен сюжет символистской драмы Леонида Андреева «Жизнь человека» о том, что человек рождается, живет и умирает по определенному роковому сценарию, и все ему в этой жизни предписано заранее. Сработанный тандем музыканта Владимира Чекасина и хореографа Натальи Фиксель, известный, например, по фильму «Такси-блюз», создают эффектное сценографическое полотно с огромной куклой в центре, хором и кордебалетом. 16.11, Театр-Театр на сцене «Балтийского дома»
Выставка «Экспедиция» Инсталляция пермских художников Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной сделана совсем недавно, специально к фестивалю современного искусства «Живая Пермь» этого года. Свечи, оплавленный парафин и кучи пепла (на самом деле его имитация) перетекают в черно-белую графику. Плоскость и объем, абстракция и конкретика – все в состоянии перехода. Возникающие образы можно трактовать и как художественное отражение географической экспедиции по горному краю, и как астральное путешествие через портал, открытый магическим ритуалом. С 19.11, Мраморный дворец
«Выбор народа» Наш американец Виталий Комар, член известного соц-артовского дуэта Комар и Меламид, продолжает проект по созданию самого народного искусства. Картины пишутся по итогам серьезных социологических опросов населения в разных городах и странах. Народ становится соавтором. По опроснику выясняются национальные потребности и ожидания от искусства. Художник уступает зрителю право решать, что будет изображено на полотне. Это позволяет самым научным и одновременно самым ироничным образом разрешить старинное противоречие между художником и толпой и предъявить «искусство, понятное народу». Сам процесс тут не менее важен, чем результат, который наблюдается на выставке: выбор русских, конечно, отличается от выбора китайцев и датчан, но большинство все же предпочитает пейзаж в голубых тонах. С 20.11, Новый музей современного искусства
Проект «Сделано в Перми» «Дети выдры» Сюита Владимира Мартынова объединила футуристическую поэзию, горловое пение и новый минимализм. 20.11, Большой зал Филармонии