Борис Мильграм, министр культуры Пермского края: «Культура в Петербурге не стала ресурсом»
Санкт-Петербург, несомненно, культурная столица России и даже мира. Город с такой мощной амбицией был придуман и построен Петром. Он и сегодня так выглядит – жемчужиной! Однако культура в Петербурге не стала ресурсом. Здесь прекрасно научились сохранять наследие, делают это, на мой взгляд, зримо и качественно. Но нет другого – ярко выраженного процесса создания нового наследия. Внимание к современной культуре не является приоритетным направлением города. У Питера другое целеполагание. Сегодня Петербург хочет видеть себя индустриальным центром. Индустриальное лежит вне города, но именно оно приносит Питеру главные дивиденды: содержит своими налогами все его бесконечно красивое пространство.
Петербург по своим ресурсам мог бы стать музыкальной столицей. В частности – столицей рока. Мог бы стать мировой столицей дизайна или международным центром моды. Чем-то еще. Все это могло бы сильно повлиять на конструкцию города, его смыслы, жизнь людей. Реальной столичной жизни в Петербурге нет. Петербург – город-музей, город-раритет, город-диковина. Сюда привозят детей, чтобы показать им замечательное наследие предков. Сюда приезжают, чтобы прикоснуться к русской истории, классической красоте… Ради живой жизни в Питер пока не едут. Нужна ли Петербургу эта живая жизнь?.. Время покажет.
Культурная столица – город возможностей, где происходит много событий. Это место, где интересно жить, куда хочется приехать, чтобы к чему-то приобщиться. В столице рождаются какие-то смыслы, складываются творческие судьбы, появляются новые имена. Вот, собственно, основные параметры понятия. Когда все, что я перечислил, становится идеей, политикой города, то город может осознать себя в качестве культурной столицы.