Гости из будущего
Конкурс будущих выпускников Они закончат школу в будущем году – те студенты, которых привезли на конкурс их педагоги из Москвы, Перми и Новосибирска, а также студенты Вагановского, чей маршрут намного короче. Следующей весной будут показы в труппы, битвы за контракты и тяжкие сомнения: если не берут в тот театр, что хотелось с детства, принимать ли приглашение из другого или искать работу за границей? Михайловский театр смотрит на будущих выпускников первым – не без тайной мысли обнаружить и завербовать потенциальную суперзвезду. Два концерта в программе Гран-при – собственно конкурсный и концерт победителей – позволят зрителям представить себя на месте жюри. Воображать, что выбор зависит от тебя, что именно ты оцениваешь, насколько чисты позиции и воздушны прыжки, а потом говоришь взволнованному тинейджеру: «Не хотите ли у нас работать?» – увлекательное времяпрепровождение.
Когда Дуато был учеником Программа составлена так, что ни разу школьники не занимают сцену весь вечер – им всегда предназначено первое отделение, потом пространство отдано взрослым. Сюжет этого Гран-при – педагогический: Московский музыкальный театр привозит на гастроли балет Начо Дуато Na floresta и два балета Иржи Килиана, «Шесть танцев» и «Маленькая смерть». Тут прелесть в том, что Дуато (сейчас несомненная звезда, и с недавних пор худрук балета Михайловского театра) танцевал в труппе Килиана, учился у него, и следы влияний великого чеха, давно обитающего в Голландии, видны в этих спектаклях. Когда сочинения двух хореографов стоят рядом, кажется, что Дуато сдает последний профессиональный тест. Сдает блестяще – но, переживая, все равно оглядывается на мэтра. Мэтр беспечен и благодушен – в «Шести танцах» он хохочет над эпохой кринолинов и пудреных париков, в «Маленькой смерти» выписывает тонким пером метафор текст возвышенно-эротический («маленькой смертью» французы, как известно, называют оргазм). А ученик, сочиняя балет из жизни амазонских лесов, наполняет его такими плотными, упругими танцами, будто спешит высказаться и показать все, что умеет.
Вагановец – из Лондона «Минорные сонаты» Славы Самодурова появились в афише Михайловского театра впервые со дня премьеры, что была в июне, и когда будут снова, никто не знает. Потому – если вы еще не видели этот балет, выбираться надо непременно. Это тоже осязаемое путешествие (как с Начо Дуато в амазонскую сельву), но в совсем иные места. Более строгие, сдержанные, чуть прохладные – и завораживающие сложностью и логичностью архитектуры. Самодуров давно живет в Лондоне – и в первом спектакле, поставленном им на родине, нет ни капли ностальгии. Он вагановский выпускник – и в том, какие непростые задания он дает артистам, видно его доверие к качеству обучения в альма-матер. Но в пластике – не торжественность воспоминаний о петербургских дворцах, а нерв современной лондонской архитектуры. Самодуров говорил, что идея этого бессюжетного балета пришла ему в голову, когда он был в свежеоткрытом терминале 5 аэропорта Хитроу, но в спектакле явно больше острых углов, чем во всем этом потрясающем здании.
Финал с сюрпризом Последний вечер программы – гала-концерт, посвященный Ролану Пети, и этот выбор несколько загадочен. Имя 86-летней французской знаменитости никогда не было связано со школой: и темы его балетов, мягко говоря, не детские, и сама пластика – вольная, буйная – не ассоциируется со школьной строгостью. Лучший балет Пети был создан в 1946 году – и именно «Юношу и смерть» покажут на этом гала гости из Большого театра Иван Васильев и Светлана Лунькина. Но, вероятно, наибольшее впечатление произведет на публику другой дуэт: тот же танцовщик вместе с солистом Парижской оперы Бенджамином Пешем выйдет во фрагменте из балета Пети «Пруст». Отчаянно гейский дуэт до сих пор было так же невозможно представить себе в исполнении юного мачо Ивана Васильева, как Николая Валуева, ласково вглядывающегося в Сергея Зверева. Нет сомнений, что для того, чтобы увидеть такое преображение, на вечер приедут и московские поклонники артиста.
Гран-при Михайловского театра, 19–21 ноября, Михайловский театр